ВЭБ тянет в небо


В начале сентября Внешэкономбанк получит 25% компании «Регион-авиа» – за счет увеличения ее уставного капитала, рассказал гендиректор перевозчика Денис Павшинский. Представитель ВЭБа подтвердил это: покупка совершается для обеспечения корпоративного контроля над заемщиком, добавил он.

После вхождения в капитал «Регион-авиа» ВЭБ выделит ей кредит на приобретение в лизинг восьми самолетов Embraer-120, сказал Павшинский. Сумму займа он и представитель банка не назвали. Восемь подержанных Embraer-120 в хорошем техническом состоянии обойдутся примерно в $20 млн, оценил менеджер одной из авиакомпаний. «Атлант-союз» в 2007 г. покупал 13- и 14-летние Embraer-120 по $1,5 млн за штуку.

Сколько ВЭБ заплатит за долю в «Регион-авиа», тоже не ясно. Оценить компанию эксперты не берутся. Она была создана в 2006 г., а последний раз раскрывала финансовые показатели за 2007 г.: тогда ее выручка была 37,98 млн руб., чистая прибыль – 45,96 млн руб. Перевозчик выполняет рейсы из Москвы, Астрахани, Курска, Санкт-Петербурга, Сочи и проч. Сейчас пассажиропоток «Регион-авиа» –100 000 человек в год, говорит Павшинский, в эксплуатации у нее четыре самолета Embraer-120 (в собственности – восемь) и восемь Ан-28. К 2012 г. флот должен увеличиться до 42 самолетов, планирует гендиректор.

Владельцы у компании иностранные: 47,65% принадлежит финскому инвестфонду CapMan Russia, сообщается на его сайте. Остальное через кипрскую компанию принадлежит зарубежным инвесторам, уверяет Павшинский.

Инвестицию ВЭБа в «Регион-авиа» вряд ли можно назвать перспективной: региональные перевозки в России в основном убыточны, говорит аналитик «ВТБ капитала» Елена Сахнова. Возможно, ВЭБ участвует в проекте по рекомендации властей, считает она. Инициатива действительно исходила от чиновников наблюдательного совета банка, говорит близкий к ВЭБу источник: «Эта инвестиция была сделана из социальных соображений: многим аэропортам тяжело развиваться без операторов региональных перевозок».

«Регион-авиа» – не первый авиационный актив ВЭБа. В декабре 2006 г. банк стал собственником 5% EADS. Также ВЭБу принадлежит 49,95% AirBridge, которая контролирует 5% венгерского авиаперевозчика Malev (до этой весны владела 99,95% Malev, но продала долю правительству Венгрии).