В кризис лучше

За первое полугодие прямые иностранные инвестиции в Россию составили $5,4 млрд – на 11% меньше, чем за тот же период 2009 г.

За первое полугодие прошлого года приток прямых иностранных инвестиций (ПИИ) сократился на 45%: экономика России была в кризисе, мировая – тоже. Но в посткризисный период восстановления деловой активности не произошло, зафиксировал Росстат.

В структуре ПИИ самая большая доля – у взносов в капитал (создание новых предприятий или расширение существующих): они сократились на 9% за счет рухнувших почти вдвое реинвестированных доходов. Годом ранее реинвестированные доходы выросли на 35,4%. Кредиты от зарубежных совладельцев сократились на 18%. Выросли только объемы лизинга и прочие прямые инвестиции, куда Росстат включает поставки оборудования.

В кризис, когда рынки капитала закрылись, основной поток прямых инвестиций формировали средства материнских компаний – в виде денежных и торговых кредитов, поддержки оборудованием и технологиями (этот показатель в первом полугодии 2009 г. вырос на 22,8%). С улучшением ситуации у компаний появилась возможность привлекать деньги из других источников, объясняет сокращение поступлений из-за рубежа старший экономист «Открытия» Владимир Тихомиров. По данным ReDeal Group, за первое полугодие объемы IPO и SPO российских компаний были меньше только пикового 2007 г. и составили $3,9 млрд – втрое больше, чем за весь 2009 год. Правда, больше половины этого объема приходится на «Русал».

С вложениями в новые проекты туго во всем мире, указывает Тихомиров, прогнозы обещают долгий выход из рецессии, значит, быстрого роста спроса не будет и расширять деятельность нет смысла: завершаются проекты, которые уже были начаты. Французская Peugeot Citroen и японская Mitsubishi Motors Corporation закончили начатое в 2008 г. строительство завода в Калуге стоимостью 470 млн евро; финская Atria запустила мясоперерабатывающий завод в Ленинградской области стоимостью 70 млн евро, решение принималось еще в 2006 г. Новые проекты начинались и в прошлом, кризисном году: по производству грузовиков на «Камазе» совместно с Mitsubishi Fuso (запущено в этом году, стоимость – 350 млн руб.), выпуску лапши «Доширак» в Рязани ($25 млн, инвестор – Korea Yakult Co. Ltd). Prosperity Capital Management, создавшая сразу после кризиса 1998 г. фонд инвестиций в российские компании второго эшелона Quest, запустила фонд Quest-II, инвестирующий в недооцененные активы, чтобы, по словам директора компании Льва Приходько, повторить тот успех: среднегодовая доходность первого фонда с 1999 г. превысила 40%.

По оценкам ООН, в 2010 г. мировые потоки ПИИ превысят уровень 2009 г., Россия останется наиболее привлекательным рынком наряду с Китаем, Индией и Бразилией: несмотря на двукратное падение ПИИ в 2009 г., Россия – на 6-м месте в мире по объему привлеченных инвестиций. В соотношении с размером экономики ПИИ в Россию больше, чем даже в Китай: 3% ВВП против 2% ВВП. Но если учитывать и отток инвестиций, картина будет совсем иной, говорит Юлия Цепляева из BNP Paribas. По данным Росстата, за первое полугодие общий приток иностранных инвестиций составил $30,4 млрд (снизился на 5,5%), а отток – $51,1 млрд (вырос на 17,5%). Почти две трети средств ушло в Швейцарию. «Вывоз капитала сейчас – это скорее забота о своих активах, нежели приобретение новых», – говорит Цепляева.

Данные Росстата традиционно расходятся с данными ЦБ из-за разницы методологий: ЦБ учитывает деньги, реинвестированные дочерними предприятиями зарубежных компаний, Росстат фиксирует только трансграничные потоки. По данным ЦБ, объем прямых инвестиций из-за рубежа в небанковский сектор за полугодие, наоборот, вырос на 28% до $19,8 млрд, но сопоставим и отток: чистый приток инвестиций за полугодие составил $2,8 млрд.

В России ПИИ всегда занимали лишь примерно 10% всех вложений в экономику, посчитал Тихомиров. Все усилия сделать страну более привлекательной разбиваются о бюрократические препоны, коррупцию и непредсказуемые правила игры, сетует Цепляева: «ПИИ никогда не были нашим коньком, но печально, что и внутренние инвестиции перестали им быть». Обычно ПИИ идут следом за повышением внутренней инвестактивности, согласен Тихомиров. Инвестиции в основной капитал за первое полугодие выросли лишь на 1,3% (к тому же периоду 2009 г.), а в июле темп их роста снизился почти в 10 раз. Виновата жара, однако любые негативные краткие шоки порождают долгосрочные эффекты, в данном случае – ухудшение ожиданий инвесторов, рассуждает Мария Помельникова из «Траста»: «А это уже фактор, дестимулирующий новые вложения». По мнению экспертов, катализатором инвестактивности может стать государство – как напрямую через инвестрасходы бюджета (более 1 трлн руб.) и капвложения госкомпаний, так и косвенно – усилением кредитования через госбанки.