IP-телефония массового употребления

Современные устройства IP-телефонии позволяют домашним пользователям совершать междугородные и международные звонки дешевле, чем через традиционных операторов. Причем пользоваться ими становится все проще

Использование IP-телефонии (VoIP) вместо традиционных операторов дальней связи позволяет экономить на междугородных (МГ) и международных (МН) переговорах до 95% – это легко подсчитать, сравнив тарифы. Разница в цене тем больше, чем дальше находится ваш собеседник. 10-минутный разговор с абонентом в Казани обойдется москвичу при звонке через «Ростелеком» в 34–41,3 руб. (в зависимости от времени суток), а через операторов IP-телефонии – в 10–20 руб. А такой же разговор с Нью-Йорком для абонента «Ростелекома» будет стоить 130–195 руб. и всего 5–10 руб. – через VoIP-операторов.

Тем не менее массового отказа абонентов от традиционной МГ/МН связи не наблюдается. Одна из основных причин – IP-телефония в сознании людей связана с карточками и звонок представляется хлопотным делом. Нужно специально покупать карточки, набирать помимо номера абонента еще и специальный номер дозвона, вводить pin-код... В итоге многие предпочитают дешевизне простоту и удобство.

Но многие компании уже давно используют VoIP, настраивая телефонные сети так, что их сотрудники часто даже не замечают, что пользуются IP-телефонией. Для автоматического перевода телефонного разговора в IP есть специальное оборудование – VoIP-шлюзы. До недавнего времени частным абонентам было невыгодно покупать такое устройство, рассказывает ведущий инженер сектора телефонной связи «Татнефти» Павел Ярмольчук, но шлюзы постепенно дешевели и за последние два года появилось много недорогих VoIP-шлюзов, ориентированных на массового пользователя. Наиболее популярные – от компаний Cisco (устройства под брендом Linksys для дома и малых предприятий) и D-Link, говорит он.

Домашний VoIP-шлюз занимает место между телефоном и городской телефонной линией и подключается к интернету. Производители этих устройств стараются максимально автоматизировать и упростить их подключение и настройку. В процессе установки шлюз настраивается на одного из операторов IP-телефонии и, когда абонент набирает номер, анализирует, что это за вызов. В зависимости от правил обработки вызова шлюз направляет звонок либо через городскую телефонную сеть, либо через оператора IP-телефонии. Сейчас большинство таких операторов работает в стандарте SIP (Session Initiation Protocol – протокол установления сеанса), вытеснившем другие VoIP-стандарты, говорит Ярмольчук.

Корреспондент «Ведомостей» попытался на собственном опыте выяснить, насколько удобно использовать в домашних условиях современные VoIP-адаптеры для аналоговых телефонов. В эксперименте участвовало устройство ZyXEL P-2301RL, оказавшееся небольшой квадратной (10 х 10 см) коробочкой с двумя телефонными входами/выходами (для подключения городской линии и телефона) и двумя Ethernet-портами (для подключения интернета и компьютера).

В моем случае адаптер нужно было подключить к интернету не напрямую, а через роутер, но входящая в комплект программа настройки NetFriend заранее спросила меня о типе подключения и должным образом сконфигурировала устройство и изменило сетевые настройки компьютера. Комплект поставки включает в себя промокарточки от двух SIP-операторов. Но когда дело дошло до попытки настроить адаптер на конкретного VoIP-оператора, NetFriend закрылся с ошибкой.

Пришлось зайти через браузер в программу конфигурирования и настроить адаптер на SIP-провайдера вручную. Заодно я обеспечил себе дополнительное удобство. Поскольку номер моего домашнего телефона расположен в коде 499, большинство московских номеров мне приходилось набирать через восьмерку. Я настроил адаптер так, чтобы при наборе семизначного номера он сам вставлял в начало восьмерку и код 495.