Грусть металлургов

Нагрузка на экспортеров меди и никеля может резко вырасти – Минэкономразвития предлагает обложить их 10%-ной пошлиной уже с ноября. Компании готовятся к новым расходам

Нагрузка может быть выше, считает Кирилл Чуйко из UBS. По его словам, при текущих ценах никеля на LME ($23 210 за 1 т) и 10%-ной пошлине «Норникель» (в 2009 г. на его долю пришлось 98% экспорта никеля) заплатил бы $540 млн в год, EBITDA снизилась бы на 6%. Нагрузка на экспортеров меди составит, по расчетам Чуйко, $560 млн (при текущей цене в $7600), основной удар примут на себя «Норникель» и УГМК. «Норникель» сможет переварить рост нагрузки: у компании высокая рентабельность, а вот УГМК И РМК придется труднее, считает Чуйко. Впрочем, Минэкономразвития учло это, замечает он: исходя из шкалы и цен II квартала ставка пошлины на медь должна была бы составить 14–15%.

Новые пошлины на никель и медь будут обсуждаться 23 сентября на заседании подкомиссии первого вице-премьера Виктора Зубкова. Они могут быть введены в декабре, обещал ранее замминистра экономики Андрей Слепнев. Вчера директор департамента Минэкономразвития Виталий Гудин допустил, что 10%-ные пошлины могут появиться на месяц раньше.

Правительство обнулило пошлины на эти металлы, чтобы поддержать производителей в кризис (до этого экспорт никеля облагался по ставке в 5%, меди – в 10%). Пошлина на никель была восстановлена зимой 2009 г. В прошлом году чиновники договорились привязать пошлину на никель к ценам на Лондонской бирже металлов (LME), позже такое же решение было принято и по меди.

Хотя в нормативных актах это не зафиксировано, но фактически пошлина на никель уже привязана к ценам и рассчитывается по прогрессивной шкале, одобренной 29 сентября 2009 г. комиссией по защитным мерам, пояснил Гудин «Ведомостям». Она зафиксирована в протоколе заседания комиссии (копия есть у «Ведомостей»): при цене 1 т никеля до $12 000 ставка – 0%, при $12 000–15 000 – 5%, при $15 000–20 000 – $750 плюс 15% (с разницы между средней квартальной ценой и $15 000), более $20 000 – $1500 плюс 30%. Гудин и чиновник Минфина рассказали, как применяется шкала: исходя из цены никеля в прошлом квартале определяется специфическая ставка пошлины (фиксированная в долларах), затем она переводится в адвалорную (в процентах), которая взимается с таможенной стоимости. На основании данных за II квартал ставка может составить 10%, объясняет Гудин.

По шкале рассчитана и 10%-ная ставка пошлины на медь. Другой сотрудник Минэкономразвития рассказывал о последнем из обсуждавшихся вариантов: 0% – при цене меди до $3000 за 1 т, 5% – до $3750, при цене до $5000 – $187,5 плюс 15%, свыше $5000 – $375 плюс 30%. Шкала обсуждается, окончательную ставку определит правительство, говорит Гудин, согласованной позиции по цене отсечения у ведомств пока нет. Минпромторг в целом согласен с порядком определения пошлин, но считает, что пороговые значения необходимо уточнить, отметил его представитель: «Нужно учитывать себестоимость продукции и объем выполняемых металлургическими компаниями инвестпроектов, поскольку излишняя нагрузка может привести к недофинансированию инвестпрограмм».

В Уральской горно-металлургической компании (УГМК) поддерживают введение шкалы. Грустная новость – вырастут расходы и себестоимость, говорит представитель Русской медной компании (РМК). Представитель «Норникеля» отказался от комментариев.

Минфин оценил доходы бюджета в 2011–2012 гг. от 10%-ной пошлины на экспорт меди в 8,9 млрд руб., 7,4 млрд и 6,5 млрд соответственно; от привязки пошлины на никель к ценам – в 6,5 млрд, 6,6 млрд и 5,4 млрд руб.

Чиновники рассчитывают зафиксировать в законодательстве привязку ставок пошлин к ценам. Сейчас такой механизм закреплен на уровне закона лишь для нефти, но в июне правительство одобрило поправки в закон о таможенном тарифе, позволяющие устанавливать порядок и формулу расчета экспортных пошлин и на другие товары. По словам Гудина, закон проходит согласование в Госдуме.