Одного языка мало

В России открылась вторая программа, предполагающая обучение полностью на иностранном языке. Еще через пару лет их будут десятки, уверен министр образования Андрей Фурсенко, для чего его ведомство сейчас меняет стандарты преподавания. Но эксперты считают, что только изменением стандартов сделать российское бизнес-образование частью глобального не удастся

Открытие новых современных программ стимулирует Минобрнауки, пару лет назад начавшее перераспределение федерального бюджета в пользу ведущих вузов. На 2010 г. министерство запланировало рост количества магистров на 15 600 за счет увеличения их приема в МГУ, СПбГУ, АНХ, РЭА им. Плеханова, ГУ-ВШЭ, семь федеральных и 14 национальных исследовательских университетов (данные по фактическому приему будут только в ноябре).

Вечером два раза в неделю и в выходные дни 61 российский студент и шесть выпускников бакалавриата Стэнфордского университета учатся на международной магистерской программе в АНХ по трем специализациям: «Управление проектом» (при МШСЭН, известной MBA- и EMBA-программами совместно с университетом Kingston), «Управление изменениями» (факультет государственного управления АНХ) и «Международный менеджмент» (школа бизнеса ИБДА АНХ). Это программа для студентов без опыта работы или с незначительным опытом.

Владислав Востриков поступил в англоязычную магистратуру АНХ по специальности «Управление проектами», окончив с отличием экономический факультет Воронежского государственного университета. Для этого он сдал тест на знание английского языка и прошел мультидисциплинарное собеседование. «Я поступил на программу, потому что давно хотел послушать лекции Владимира Мау. Для меня также важна возможность работать и учиться одновременно, к тому же за счет предоставленного гранта», – рассказал он.

Владимир Мау, Абел Аганбегян и другие известные российские ученые прочтут общую часть программы, 20–30% в зависимости от специализации. На остальную часть факультеты формировали команду преподавателей отдельно, привлекая тех, с кем уже работают, и новых профессоров, сообщила Маргарита Перепелица, директор центра международных программ MBA МШСЭН. Через год желающие могут получить сертификат о прохождении программы, через два года – диплом магистра гособразца.

Ректор АНХ Владимир Мау заявил, что появление такой программы связано с ростом в России потребности в специалистах, которые не просто знают английский язык, но и умеют работать в англоязычной бизнес-среде. «Далеко не все выпускники бакалавриата могут и хотят учиться за границей. Поэтому возникает потребность в англоязычных магистерских программах», – заявил он «Ведомостям».

Вечный вопрос

Первую магистерскую программу с полным преподаванием на английском языке в России открыла Высшая школа менеджмента (ВШМ) СПбГУ в 1999 г. Сейчас на ней три специализации, на которые этой осенью поступило 123 человека (90 – на бюджетные места). Одна из них, «Международный бизнес», в 2009 г. стала четвертой по популярности у россиян, обогнав программы London Business School, Стэнфордского и Пенсильванского университетов (см. статью на стр. 17). Об этом свидетельствуют данные компании GMAC, принимающей тесты, необходимые для поступления на программы MBA.

Чтобы преподавать на иностранном языке, ВШМ, как и АНХ, нужно было специальное разрешение Минобрнауки. Сейчас министерство разрабатывает новые стандарты и в ближайшие два-три года это станет возможным еще для десятка ведущих вузов, заявил министр Андрей Фурсенко в интервью «Ведомостям». «Для многих это не составит проблемы: наши профессора читают лекции за рубежом на английском языке, ведущие вузы часто приглашают читать курсы иностранных специалистов», – отметил он. Двуязычные программы привлекут в Россию зарубежных студентов и повысят международный престиж российских вузов, уверен министр.

В рэнкинге 200 лучших университетов мира Times Higher Education российских нет. В альтернативном QS World University Rankings 2010 МГУ впервые вошел в топ-100, заняв 93-ю позицию (поднявшись за год на 8 позиций), следующие отечественные вузы – СПбГУ (за год опустился с 168-го места на 210-е), Новосибирский госуниверситет (падение с 312-го на 375-е место), Томский университет (сохранил позицию ниже 400-го места) и впервые ВШЭ (места с 451-го по 500-е).

Зоя Зайцева, директор по маркетингу компании QS в Центральной и Восточной Европе и Центральной Азии, считает, что российским программам не хватает ориентации на современную теорию и практику и умения выстраивать отношения с международными партнерами и прессой, а российским ученым трудно предоставлять текст в научные журналы на английском языке. Но главное, где российские вузы проигрывают своим коллегам-конкурентам, в том числе из таких же развивающихся стран, – интернационализация студенческого и профессорского состава, отмечает Зайцева.

Привлечь шесть выпускников бакалавриата Стэнфордского университета на новую программу не составило труда, говорит Александр Абашкин, директор центра международных программ АНХ. Один из них, Грант Ньюман, уже учился по обмену в академии и имеет высокое мнение о ее программах. «Я выбрал ее международную магистратуру, потому что она единственная, где российские и иностранные студенты будут вместе учиться, изучать прошлое и обсуждать будущее России. Кроме того, обучение вечером, поэтому днем я планирую работать в российской компании, что является для меня дополнительным преимуществом», – говорит Ньюман.

В АНХ проходят обучение 60–65 иностранных студентов в год, в основном из США (всего в академии 3000 человек получают первое высшее образование). В ВШМ СПбГУ из 1200 студентов около 100 человек – из стран дальнего зарубежья. Но в целом количество иностранных студентов в России невелико: в 2005 г. – 33 989 человек, в 2008 г. – 34 933 человека, по данным статистического бюллетеня «Образование в России». В это число входят слушатели любых программ в государственных вузах, в том числе краткосрочных и без получения диплома. Из них около 10 000 учится за счет госстипендий, по данным Минобрнауки. Общий уровень международной студенческой мобильности в России очень низкий: число иностранных студентов в общем количестве студентов страны у нас, как в ЮАР, – 2,15%, по данным ЮНЕСКО (см. таблицу). Выезжает за пределы страны на обучение больше (см. статью на стр. 15).

Слишком дорого

Михаил Каптюг, директор по развитию компании Begin Group, считает, что интенсификации притока иностранных студентов в Россию помимо языкового фактора препятствуют сложность получения визы, отсутствие права работать в России во время обучения, неудовлетворительные социально-бытовые условия пребывания.

Но главное – российское образование дороже, чем в других странах. Один год обучения политологии в МГИМО стоит $10 000, в Венском университете – 2500 евро, в Сорбонне вообще бесплатно. Бизнес-образование в России еще дороже. Международная магистратура в АНХ стоит 900 000 руб. (22 500 евро), столько же – в школе бизнеса ESADE (8-й номер в Европе, по данным FT), а, например, программа «Международный бизнес» Reims Management School, в которой участвует еще пять школ бизнеса из Европы, Мексики и США, – 17 000 евро. «При таких ценах и отсутствии рейтингов у наших вузов в Россию поедут учиться единицы. Единственное, на что мы можем рассчитывать, – это на экспорт образовательных услуг в секторах, где мы традиционно сильны, например в математике», – уверен Каптюг.

Но снизить цены вряд ли получится. Российские профессора, ведущие курс на английском, стоят на 50% дороже, чем делающие то же на родном языке. Иностранные преподаватели еще дороже. И даже если наши вузы готовы столько платить, сформировать международную преподавательскую команду не просто – конкуренция за хороших преподавателей во всем мире высокая, рассказывает Маргарита Перепелица из АНХ.

Ярослав Кузьминов, ректор ГУ-ВШЭ, говорит, что у мировых лидеров бизнес-образования уже сложился перечень курсов и преподавательский состав. Но создать уникальную программу можно в других сегментах. ГУ-ВШЭ готовит несколько англоязычных магистратур, ориентированных на американский рынок и студентов, занимающихся вопросами страноведения.

Сергей Гуриев, ректор Российской экономической школы (РЭШ), уверен, что для хорошей программы нужны преподаватели, которые являются полноценными членами международного профессионального сообщества, но им нужно создать учебную инфраструктуру и нормальные бытовые условия. РЭШ оплачивает нужных преподавателей и обеспечивает им нормальные условия труда и жизни, привлекая средства компаний (52 млн руб., или 30% бюджета 2008/2009 учебного года, по данным отчета РЭШ).

АНХ получила от компании «Мастер-клининг» 3 млн руб., за счет которых всем студентам международной магистратуры, в том числе из США, дали скидки или гранты на 100–30% стоимости обучения. Компания планирует и дальше выделять гранты на обучение в академии, участвовать в учебном процессе, развивать систему стажировок, заявил Александр Уткин, генеральный директор «Мастер-клининга», закончивший программу EMBA ИБДА.

На компании рассчитывают и другие ведущие вузы. В ВШМ СПбГУ бюджет прошлого года в 400 млн руб. состоял на 21% из средств благотворительного фонда компаний и частных лиц. Бизнес не только помогает финансово, но и участвует в программе, обеспечивая ее практикоориентированность.

Но все равно пройдет как минимум пять лет, пока в России сможет появиться продукт, востребованный на международном рынке, считает Ярослав Кузьминов.