Ритуал с квитанцией

Анимационный фестиваль КРОК присудил главные награды документальному фильму – работе «Мадагаскар: путевой дневник»
Б. Дюбуа

Нынешний КРОК был посвящен дебютному кино. Большинство экспериментов молодых авторов получаются не слишком удачными, но случаются и открытия. Таков «Мадагаскар: путевой дневник» (реж. Бастьен Дюбуа), который получил Гран-при и приз зрительских симпатий.

Открытием КРОКа стал японский «Мальчик из жевательной резинки» (реж. Масаки Окуда) – фантасмагория о ребенке-изгое, который, надувая свой жвачный бабл, придумывает фантастический мир (фильм отмечен как лучшая студенческая работа). И болгарский «Маяк» (реж. Велислава Господинова) с хичкоковскими стаями враждебных пернатых, из-за которых смотритель маяка вынужден выключить свет (спецприз жюри). И английский «Стэнли Пикл» (реж. Вики Мэзер), где при помощи заснятых покадрово живых актеров рассказана история «человека в футляре» (приз за лучшую дипломную работу). И русский «Еще раз!» – остроумная музыкальная миниатюра о советской послевоенной жизни, сделанная в технике живой живописи несколькими ученицами Александра Петрова. Этот совсем новый фильм был включен в конкурс уже после начала фестиваля – через внеплановое заседание отборочной комиссии. Как выяснилось, регламент нарушили не зря: «Еще раз!» получил вторую по значимости фестивальную награду – спецприз имени Александра Татарского, который выдается «За высший пилотаж».

«Мадагаскар» – анима­цион­но-доку­ментальное, этнографическое кино: ожившие путевые заметки, центральным эпизодом которых становится ритуал перезахоронения мертвых Фамадихана. Зарисовки выполнены в разных техниках и эстетиках: карандашные наброски и эпизоды объемной компьютерной графики, акварельные пейзажи и академические портреты людей, вышитые гладью бытовые сценки и реальные предметы (билеты, фотографии, квитанции), «вклеенные» автором в дорожную тетрадку. Из калейдоскопа впечатлений складывается образ далекой африканской страны, увиденной европейцем.

«Мадагаскар» – кино уже признанное и не единожды получавшее призы, как и обладатели двух других наград: лучшим детским фильмом КРОК назвал немецкую короткометражку «Маленький мальчик и чудовище» (реж. Йоханнес Вайланд, Уве Хайдшёттер), где разводящиеся родители уподоблены двум мрачным чудищам; а приз за «первый профессиональный фильм» получила русская работа «Дерево детства» (реж. Наталия Мирзоян).