Штрихи к госбанку

Слова и действия Германа Грефа и Андрея Костина делают более заметными различия у крупнейших госбанков, контролируемых государством и обладающих во многом схожими стратегиями

«Президенты Сбербанка и ВТБ – харизматичные лидеры, которые являются образом стабильности или нестабильности бумаг», – отмечает главный директор по инвестициям «Газпромбанк – управление активами» Андрей Зокин.

Акционеров всегда волнуют два основных вопроса: капитализация и дивиденды», – говорит руководитель комитета миноритарных акционеров Сбербанка Антон Данилов-Данильян. Но котировки акций Сбербанка и ВТБ до сих пор не превысили цены народного размещения 2007 г.

Дети отчизны

Подконтрольность государству порождает излишний бюрократизм как внутри этих структур, так и при общении с внешним миром. Чиновник не может принять решение, не посоветовавшись со своим руководителем, поэтому некоторые вопросы решаются долго, рассказывает руководитель консультационного совета ВТБ Владимир Тарачев.

Должности Грефа и Костина открывают им двери во многие властные властные кабинеты. Хорошие политические связи руководителей способствуют инвестиционной привлекательности ценных бумаг этих банков, говорит руководитель аналитического отдела JPMorgan Алекс Кантарович.

«Мне комфортно работать с нынешним акционером. Я знаю, как это делать. И мне кажется, умею это делать», – признавался ранее Костин. Греф таких заявлений не делал. Он и с директорами видится реже – наблюдательный совет Сбербанка собирался в прошлом году, как и положено, по разу в квартал. Директора же ВТБ провели в пять раз больше встреч.

От первого лица

Изложенная Костиным в мае стратегия ВТБ предполагает к 2013 г. рост стоимости акций банка до 15 коп., т. е. более чем в 1,7 раза. Костин обещал, что ВТБ в ближайшие годы снизит зависимость от международного фондирования за счет роста депозитов, а также сделает ставку на более доходные по сравнению с корпоративным кредитованием розничный и инвестиционный банкинг. В итоге показатель возврата на капитал по трем основным направлениям деятельности ВТБ будет не ниже 15% в 2013 г., что соответствует чистой прибыли в диапазоне $4–5 млрд.

Греф сделал акцент на качестве работы Сбербанка. Залогом успешного развития Сбербанка, потерявшего монопольное положение на рынке, Греф назвал конкурентоспособность: «Мы должны доказать, что слоны умеют танцевать». И задал темп. «В ближайшие восемь лет мы должны не только сократить 20-летнее [технологическое] отставание [от ведущих банков мира], но и создать к 2018 г. самый современный банк», – заявил Греф.

Ближе к людям

Миноритарий ВТБ и Сбербанка Алексей Навальный полагает, что Греф пытается объединить менеджеров и акционеров в некую взаимно лояльную корпорацию, тогда как Костин создает буфер между правлением и акционерами, который брал бы на себя удар недовольства. В обоих банках заработали советы миноритарных акционеров. По словам Данилова-Данильяна, раз в год Греф принимает участие в заседании комитета и отвечает на вопросы его членов. «Иногда Греф лично расписывает заявления миноритарных акционеров, которые важны для развития банка, иногда даются поручения, иногда устраиваются расследования, также президент помогает и во взаимоотношениях с набсоветом», – говорит он. В основном миноритарии предлагают измененить внутренние документы Сбербанка, запустить программы лояльности, обращение депозитарных расписок, проясняют благотворительные программы. По словам Данилова-Данильяна, Греф всегда исполняет обещания перед акционерами, «если что-то не так, мы обращаемся к нему, он дает необходимые поручения и в конечном счете вопросы решаются».

Тарачев рассказывает, что Костин был на заседаниях совета два раза за год и на самые жесткие вопросы, например про буровые установки, давал ответы. Он рассказывает, что Костин помогает миноритариям – клиентам «дочек» ВТБ – решать частные вопросы. Например, некоторые акционеры – клиенты «ВТБ 24» не могли сменить валюту кредитов. «При обращении к Костину вопросы быстро решались», – отмечает Тарачев.