Вектор


К одной бирже

Объединение ведущих бирж страны, ММВБ и РТС, необходимо, уверяет президент ММВБ Рубен Аганбегян. Пока акционеры обеих площадок не смогли начать соответствующие переговоры, тем более что этому предшествовало противостояние обеих бирж, каждая из которых добивалась именно для своего депозитария статуса центрального.

Зайти с другой стороны предложил Сергей Швецов из ЦБ, крупнейшего акционера ММВБ. «Сейчас у нас есть не конкурирующие центральные контрагенты ММВБ и РТС, которые работают на разных рынках. При этом эффект от их слияния, от объединения обеспечения будет значительный, и регуляторы не то чтобы настаивают, но они готовы и такому объединению и его приветствуют», – сказал Швецов. Центральные контрагенты – ключевые механизмы инфраструктуры каждой из площадок, гарантирующие расчеты участникам торгов. Поэтому сомнительно, что их удастся быстро объединить. Тем более что рассматривать этот вопрос по отдельности, может, и не придется. ММВБ планирует в ближайшее время сделать предложение акционерам РТС о приобретении их акций, сообщает «Интерфакс». Одним из вариантов оплаты могут быть акции самой ММВБ. И если условия устроят владельцев РТС, то может быть решена не только проблема консолидации бирж. Европейский банк реконструкции и развития сможет спокойно стать акционером единой биржи, а не добиваться согласия чиновников на его вхождение в капитал РТС.

Из двух зол

Автотранспорт нечестно конкурирует с железной дорогой: за владельцев трейлеров содержание дорог оплачивает государство, а значительная часть железнодорожного тарифа – плата за инфраструктуру, рассуждал полгода назад президент РЖД Владимир Якунин. Неравенство нужно устранить – например, ввести плату за использование автодорог, делал он вывод.

Тогда идея развития не получила. Но вчера АНО «Национальное антимонопольное общество» (НАО) сообщила о рассылке писем первому вице-премьеру Игорю Шувалову, министрам транспорта, экономразвития, промышленности и торговли и проч. с той же идеей – поставить железные и автомобильные дороги в равные конкурентные условия. Рецепт другой: ограничить движение трейлеров по автотрассам. Инициатива не связана с предложением Якунина, уверяет представитель НАО. О самой этой организации адресаты ее обращения вчера сказать ничего не могли, да и само письмо они еще не получали. Вряд ли идея получит развитие – слишком революционной она выглядит. Зато чиновники могут вспомнить об альтернативном варианте «сетевого контракта» – когда содержание железнодорожной инфраструктуры софинансирует государство: его предлагала сама РЖД. Так ведь тоже можно обеспечить равные условия конкуренции.