Один мир «Сибири»

Авиакомпании группы S7 – «Сибирь» и «Глобус» вступили в глобальный авиаальянс Oneworld. Отведенные на это 18 месяцев они потратили не зря. «Сибирь» хоть и откатилась на третье место по объему перевозок, но выбралась из предбанкротного состояния

Авиакомпании группы S7 стали кандидатами на вступление в Oneworld в мае 2009 г. Вчера «Сибирь» и «Глобус» стали полноправными членами альянса. Полтора года ушли не только на обучение стандартам Oneworld, но и на кризис-менеджмент. В начале прошлого года над «Сибирью» нависла угроза дефолта и поглощения «Ростехнологиями» или «Аэрофлотом»; пришлось отказаться от контракта на поставку самолетов Boeing 787 Dreamliner. Но, как выяснилось, владельцы группы компаний S7 супруги Наталья и Владислав Филевы смогли извлечь из кризиса и пользу.

«Сибирь»

Авиакомпания, работает под брендом S7. Перевозки – 4,54 млн пассажиров (9 месяцев 2010 г., с учетом авиакомпании «Глобус»). Капитализация – $92,2 млн. выручка (РСБУ, 1-е полугодие 2010 г.) – 15,54 млрд руб. чистая прибыль – 141,2 млн руб.

Они увеличили долю в авиакомпании «Сибирь» до 70% акций, скупив во время кризиса у миноритариев 5%, рассказал гендиректор группы S7 Владислав Филев. По его словам, в 2008–2009 гг. акции «Сибири» подешевели, многие мелкие акционеры были готовы продавать. Он отказался назвать цену пакета. В RTS Board 5% «Сибири» в конце 2008 г. стоили $512 280, вчера – $4,6 млн. Филев добавляет, что ведутся переговоры о выкупе оставшихся на рынке 5% акций и допускает даже покупку государственных 25,5% акций, но «по разумной цене» (правительство планирует приватизировать этот пакет в ближайшие годы).

Возможно, это первый шаг к публичному размещению акций, допускает аналитик «ВТБ капитала» Елена Сахнова. Филев тоже такой возможности не исключает, не распространяясь о деталях.

«Сибирь» вместе с «Глобусом» уступили второе место по числу перевезенных пассажиров «Трансаэро». Это главный результат кризиса для группы. Но Филев утверждает, что авиакомпании «в хорошей форме с большим запасом кэша». Просроченной задолженности нет. Размер консолидированного долга «Сибири» и «Глобуса» Филев не указывает: «Он в полтора раза меньше, чем у «Трансаэро» и вдвое – чем у «Ютэйр». По данным отчетности «Сибири» по РСБУ, долг на конец июня составлял 10,8 млрд руб. при выручке 15,5 млрд руб. и чистой прибыли 141,2 млн руб. Это нормальная нагрузка для авиакомпании, уверена Сахнова.

Главной задачей для S7 сейчас станет развитие парка. Среди пяти крупнейших перевозчиков России у группы самый маленький флот по числу кресел – всего 6000. У «Аэрофлота» (без шести перевозчиков «Ростехнологий») этот показатель составляет 15 000, у «Трансаэро» – 14 000, у «Ютэйр» – 8500. Новые самолеты нужны, считает Сахнова: ведь после вступления в Onewolrd перевозчики S7 могут обеспечить себе 10–12%-ный рост пассажиропотока в течение 3–5 лет. Тем более что у British Airways (лидер альянса) не развита маршрутная сеть в России.