Кризис пережили


Исследование корпоративной благотворительности за 2009 г. показало, что корпоративная благотворительность не умерла. Более того, в прошлом году число компаний – участников исследования было максимальным – 53 (против 39, например, в 2009 г.). Конечно, этому способствовала репутация проекта и специальные усилия по распространению информации, но все было бы напрасно, если бы компаниям не о чем было говорить.

Во-вторых, все-таки кризис повлиял на корпоративную благотворительность. Однако влияние это оказалось несколько неожиданным. Так, большинство компаний сократили персонал, однако суммы, выделенные на благотворительные и социальные цели, не уменьшились, а в отдельных случаях даже увеличились. Более того, тенденция по предварительному планированию средств бюджета сохранилась и укрепилась: так, только четыре из 53 компаний указали, что бюджет выделяется по остаточному принципу или по запросу. Другим позитивным изменением можно считать указание на наличие административных расходов. Не все компании готовы объявить их сумму, а некоторые просто не ведут их учет, но сам факт появления каких-либо данных об этом у 24 компаний из 53 указывает на серьезность подхода.

Еще одно позитивное изменение – качество поданных на конкурс анкет.

Однако правильные слова не всегда соответствуют такой же качественной деятельности. Так, фактически все (45 из 53) компаний указали, что имеют собственную благотворительную программу. При этом описание конкретной работы у 40% содержало перечень поддержанных социальных учреждений из регионов присутствия, а не продуманную, взаимосвязанную деятельность, которая в том числе может быть направлена на данные учреждения. С другой стороны, можно расценивать попытку представить данные таким образом как один из шагов в направлении разработки действительной стратегии и политики в области корпоративной благотворительности и социальных инвестиций, что хотелось бы увидеть в ближайшем будущем.

Как и ожидали организаторы, в кризис компании привлекали к своей благотворительности сотрудников и поощряли их активность, и число таких компаний возросло. Так, 36 из 53 компаний имеют на сегодня в своем арсенале программы по сбору частных пожертвований или волонтерству сотрудников (20 компаний – и ту и другую), но, к сожалению, большая часть из них не была описана в анкетах. Поэтому говорить о том, являются ли такие программы системными или же разовыми акциями, сложно.

В целом хочется сказать, что корпоративная благотворительность достойно пережила кризисное время. И лишним подтверждением тому являются победители в номинациях, где две компании – «Лукойл» и «Северсталь» – вернули себе первенство, представив свои брендовые проекты.