Бой за тариф


Исправленная версия. Первоначальный опубликованный вариант можно посмотреть в архиве Ведомостей (Смарт-версия).

В следующем году РЖД потратит на 11% больше, чем в этом, — 350 млрд руб.; такую инвестпрограмму монополии одобрил президиум правительства, сообщила министр экономразвития Эльвира Набиуллина. Утвержден и финансовый план компании: ее выручка по РСБУ вырастет на 6,2% до 1,24 трлн руб. Помогут рост объема погрузки на 3,2% (до 1,23 млрд т) и индексация тарифов на 8%. А вот чистая прибыль РЖД по сравнению с прогнозным показателем этого года упадет в 16 раз до 2,7 млрд руб. Но высокий доход этого года (43,5 млрд руб.) планируется из-за переоценки имущества и 24 млрд руб. госсубсидий за недостаточную индексацию грузовых тарифов, объясняет сотрудник РЖД (представитель компании от комментариев отказался). В 2011 г. таких субсидий не будет: РЖД получит из бюджета только 20 млрд руб. — вкладом в уставный капитал на развитие инфраструктуры, добавил он.

Основные расходы РЖД на 2011 г. — строительство олимпийских объектов, ремонт путей (10 400 км), обновление подвижного состава, перечислено в материалах компании (есть у «Ведомостей»). Инвестпрограмма в основном будет профинансирована за счет распродажи активов, говорит сотрудник РЖД. В частности, планируется продать 75% плюс 1 акция Первой грузовой компании (президент РЖД Владимир Якунин оценил этот пакет в $6 млрд). Возможно и размещение евробондов, сообщил вчера Якунин, не уточнив детали.

А вот запросы РЖД на 2012-2013 гг. правительство отправило на доработку: чиновники и монополия снова спорят о размере тарифов. Правительство предлагает в 2012 г. поднять их на 7,4%, в 2013 г. — еще на 6,4%. При таком раскладе РЖД получит 31,5 млрд руб. чистого убытка в 2012 г. и 35,8 млрд руб. в 2013 г., сказано в материалах компании. Она предлагает индексацию на 23 и 7,6% соответственно или адекватную компенсацию из бюджета (по данным источника, близкого к РЖД, в 2012 г. – 147 млрд руб., 2013 г. – 176,4 млрд руб.). В этом случае РЖД сможет получить прибыль: 88,1 млрд руб. по итогам 2012 г. и 111,6 млрд руб. в 2013 г., говорится в материалах.

«РЖД не настаивает на повышении тарифов на 23%», — заявил вчера Якунин, но этот уровень индексации позволит обеспечить минимальное выполнение инвестпрограммы РЖД на 2012 г. и программы безопасности грузоперевозок.

Если тариф вырастет только на 7,4%, РЖД придется добиваться увеличения субсидирования из бюджета, сократить 42 000 человек, снизить или отказаться от закупки части подвижного состава и тяги, резюмировал Якунин.

«Тарифы РЖД — это издержки для компаний всей страны», — категорична Набиуллина, а РЖД должна зарабатывать сама: запускать проекты, под которые можно было бы привлекать частных инвесторов. Договориться чиновники и монополия должны в I квартале 2011 г., добавила она.