Цветков продал «Копейку»

Длившаяся почти год эпопея с продажей розничной сети «Копейка» завершена. Ее приобрела X5 Retail Group. Сделка могла обойтись покупателю примерно в $1,65 млрд. Зато X5 Retail Group теперь надолго закрыла вопрос о лидере российского ритейла

ОАО «Торговый дом «Копейка»

розничная сеть. финансовые показатели (МСФО, 2009 г.): выручка – 54,9 млрд руб., EBITDA – 3,7 млрд руб., прибыль – 1,63 млрд руб.

X5 Retail Group

розничная сеть. акционеры – 47,9% «Альфа-групп», 23,1% – основатели «Пятерочки». капитализация – $11,2 млрд. финансовые показатели (МСФО, 9 месяцев 2010 г.): выручка – $7,8 млрд, EBITDA – $593 млн, прибыль – $183 млн.

X5 договорилась с совладельцем «Уралсиба» Николаем Цветковым о покупке 100% принадлежащего ему ОАО «ТД «Копейка», рассказал «Ведомостям» знакомый главного исполнительного директора X5 Льва Хасиса. Информацию о том, что сделка была закрыта, подтвердил источник в «Уралсибе». «Соглашение было подписано в субботу днем», – добавляет один из участников переговоров. По его словам, «Копейка» обойдется X5 в 51,5 млрд руб. (около $1,65 млрд). Эта сумма включает долг «Копейки» (около $400 млн). Собеседник «Ведомостей» говорит, что выпускать дополнительные акции для финансирования сделки X5 не будет. На большую часть суммы сделки компания привлечет кредит Сбербанка. Источник, близкий к X5, уточняет – ритейлер купит только розничную сеть, а от бренда откажется. Со временем все «Копейки» поменяют вывески на «Пятерочки».

Хасис подтвердил «Ведомостям» информацию о готовящейся сделке, отказавшись уточнить любые детали. Представители «Уралсиба» и Сбербанка от комментариев отказались.

X5 заплатит дороже, чем планировала. В сентябре, когда ритейлер практически договорился о приобретении «Копейки», речь шла о $1,5 млрд, рассказывал инвесторам один из топ-менеджеров сети. Нынешняя цена предполагает, что «Копейка» оценена в 12 EBITDA 2010 г. Это подразумевает 19%-ный дисконт к самой X5 (14,9) и примерно 12%-ную премию к цене ближайшего конкурента – «Дикси» (10,6 EBITDA 2010 г.), говорит аналитик «ВТБ капитала» Мария Колбина. «Это довольно дорого», – отмечает эксперт. Колбина считает, что у «Копейки» нет «очевидных перспектив роста». Интеграция магазинов «Копейка» в инфраструктуру X5 могла бы увеличить выручку с квадратного метра, валовую маржу и за счет эффекта масштаба способствовать снижению операционных затрат, спорит аналитик «Тройки диалог» Михаил Красноперов.

Долг X5 после покупки «Копейки» может составить $3,2 млрд, подсчитал Красноперов. Отношение долга к EBITDA вырастет до 3,6–3,8, отмечает Колбина. Вряд ли X5 в дальнейшем сможет полноценно финансировать экспансию без допэмиссии акций, указывает она. Оптимальный уровень долговой нагрузки для ритейлеров – до 3 EBITDA, указывает аналитик «Уралсиба» Тигран Оганесян.

Цветков начал искать покупателей на «Копейку» в начале 2010 г. Уже в июле X5 попросила разрешения Федеральной антимонопольной службы (ФАС) на покупку ТД «Копейка» и его «дочек». В сентябре ведомство ответило согласием, обязав при этом X5 до закрытия сделки продать магазины в тех районах, где доля группы после слияния превысит 25% розничного рынка. Таким образом, X5 придется продать 24 магазина в девяти муниципальных районах, в основном в Московской области.

Параллельно «Копейка» готовилась к IPO. В сентябре сделка с X5 была готова, но в последний момент Цветков возобновил переговоры с Walmart, рассказывал «Ведомостям» источник, близкий к одной из сторон. С американским гигантом договориться не удалось, а X5 тем временем намекнула владельцу «Копейки», что, если сделка не будет подписана в течение ближайших недель, она может и не состояться вовсе. Директор по корпоративным отношениям Walmart в России и Восточной Европе Константин Дубинин от комментариев отказался.

Покупка «Копейки» на долгое время сделает X5 недосягаемой для конкурентов. По прогнозам «ВТБ капитала», совокупная выручка «Копейки» и X5 в 2010 г. составит $13,85 млрд, «Магнита» – $8,06 млрд. «Для X5 более предпочтительным был бы сценарий агрессивного органического роста и повышения эффективности супер- и гипермаркетов, – отмечает Колбина. – А сделка с «Копейкой» дает один неоспоримый плюс – так X5 закрывает вход в Московский регион, становится лидером рынка».