Не спешат за подарками

Рынок бизнес-сувениров начал восстанавливаться, но докризисного уровня пока не достиг

Оборот рынка бизнес-подарков и промопродукции в этом году достигнет $400–420 млн, до кризиса было около $500 млн, оценивает Андрей Дегтяренко, председатель совета директоров «Проект 111». В кризис рынок сувениров упал на 35–40% до уровня 2004 г., а в этом году вырос на 10%, оценивает Евгений Лаби, гендиректор ООО «Гратон». Восстановление рынка есть, но на докризисный уровень он вернется не раньше 2011 г., ожидает представитель группы «Триарт».

Оборот «Проект 111» в ноябре – 110 млн руб., на 7% больше, чем в ноябре 2007 г., а за 11 месяцев этого года – 520 млн, на 11% меньше, чем до кризиса, говорит Дегтяренко. «Проект 111» – один из лидеров рынка, компании второго эшелона пострадали сильнее, отмечает представитель небольшого рекламного агентства. Некрупные компании получили в кризис сильный удар и конкурентная обстановка улучшилась, добавляет Лаби. Круг постоянных клиентов не изменился, но объемы заказа стали меньше, говорит представитель «Триарта». Спросом пользуется недорогая сувенирная продукция, согласен Лаби. По словам Дегтяренко, в топе – флеш-карты, ежедневники и вещи из текстиля.

До кризиса объемы заказов МТС постоянно росли, а в 2009–2010 гг. оставались на уровне 2008 г. Для рекламных акций МТС заказывает сувениры для массового рынка, для корпоративных клиентов и партнеров – более дорогие, говорит Юлия Неменова, специалист по связям с общественностью оператора. Во многих компаниях согласно корпоративной этике подарок не должен быть слишком дорогим, объясняет она. Банк «Санкт-Петербург» оптимизировал расходы на подарки, в этом году их объем не изменится, говорит руководитель пресс-службы банка Анна Бархатова. «В кризис мы не заказываем дорогих подарков, а основная часть праздничного бюджета ориентирована на сотрудников», – говорит Алексей Кедрин, директор по корпоративным связям и информации ОАО «Пивоваренная компания «Балтика».