Марко Тронкетти Провера: «Я не хочу комментировать тесные связи Путина и Берлускони»

Как Pirelli планирует стать крупнейшим продавцом шин в России? Чем ей поможет дружба с Сергеем Чемезовым – другом Владимира Путина? Когда Pirelli начнет сотрудничество с Михаилом Прохоровым? Рассказывает Провера
С.Николаев

1986

управляющий директор по финансам и администрированию Pirelli, в 1992 г. занялся оперативным управлением компанией

2003

занял пост председателя правления Pirelli

3%

от выручки – такую сумму ежегодно Pirelli тратит на инновации. В 2009 г. она превысила 120 млн евро

Календарь Pirelli

С 1964 г. Pirelli выпускает собственный календарь с женскими фотографиями. Изначально компания придумала его для того, чтобы привлекать клиентов из числа дальнобойщиков и автомехаников: календарь можно было купить на заправке или шиномонтажке. Со временем календарь Pirelli стал предметом коллекционирования, в его создании принимают участие известные фотографы и топ-модели. Он публикуется ограниченным тиражом и не продается. «Это самый известный календарь в мире, он стильный и элегантный», – гордо заявляет Провера. В ноябре 2010 г. Pirelli впервые представила календарь в Москве. Вместе с Проверой в холодную Москву приезжал фотограф календаря на 2011 г. – дизайнер Карл Лагерфельд.

Pirelli

производитель шин. Выручка (9 месяцев 2010 г.) – 3,7 млрд евро. EBITDA – 483 млн евро. Акционеры: председатель правления Провера – 26,19%, более 40% – в свободном обращении. Капитализация – 3 млрд евро.

Pirelli и конкуренты

Выручка Pirelli за первое полугодие 2010 г. – 2,4 млрд евро, у крупнейшего в мире производителя шин Bridgestone – почти в 5 раз больше: 12,8 млрд евро. У Continental – 12,6 млрд евро, у Michelin – 8,3 млрд евро, у Goodyear – 7,2 млрд евро (данные компаний). Завод по производству шин в России имеет Michelin (мощность – 2 млн шин в год), Nokian (мощность – 10 млн шин). В 2011 г. откроет завод мощностью 3,5 млн шин Yokohama. Goodyear и Continental заявляли лишь о намерениях строить заводы, а Bridgestone еще в 2006 г. отказалась от этих планов. По итогам 2009 г. из 16 крупнейших производителей шин, представленных в России, Pirelli занимает самую нижнюю строчку с долей продаж 0,5%, сократив свою долю к уровню 2008 г. в 3,5 раза. Доля Bridgestone выросла в 1,5 раза до 10,5%, доля Yokohama увеличилась вдвое до 8,1% (данные компании «Сибур – русские шины»).

Разносторонняя личность

Провера также является директором футбольного клуба «Интер», председателем фонда по развитию культуры и искусства Италии, председателем фонда по содействию научно-техническим исследованиям в Италии.

Компания Pirelli чуть ли не самой последней из мировых производителей шин решила активно завоевывать Россию. Но это не расстраивает крупнейшего частного акционера компании Марко Тронкетти Проверу, ведь в партнерах у Pirelli – госкорпорация «Ростехнологии» и шинный холдинг «Сибур – русские шины». На вопрос, какую долю в России компания рассчитывает занять, он моментально отвечает: «Хотим быть № 1». Интервью Провера дает на итальянском, лишь однажды он использует английское слово, чтобы охарактеризовать качество информации, выложенной на ресурсе Wikileaks, об отношениях между премьерами России и Италии Владимиром Путиным и Сильвио Берлускони. И слово это нецензурное.

– Правда, что вы стали совладельцем Pirelli, женившись в 1978 г. на дочери основателя компании – Сесилии Пирелли?

– Нет, не правда. У меня было более 20% акций шинного концерна еще до женитьбы.

– На чем вы заработали деньги?

– Я пришел в маленькую транспортную компанию, сделал ее большой, а затем продал. На полученные деньги купил долю в Pirelli.

– Как начались взаимоотношения между Pirelli и «Ростехнологиями»?

– Четыре года назад наша компания решила выйти на российский рынок. В качестве партнеров больше всего нас привлекла госкорпорация «Ростехнологии» – она присутствует в автопроме, владеет акциями «АвтоВАЗа» и «Камаза» [18,8 и 49,9% соответственно] и мощной дистрибуторской сетью. Сначала мы общались с первым заместителем гендиректора госкорпорации Игорем Завьяловым, а затем познакомились и с Сергеем Чемезовым.

– Это полезное знакомство, ведь Чемезов – друг российского премьера Владимира Путина.

– До встречи он был для меня лишь главой «Ростехнологий». Позднее стало известно и о дружеских отношениях [между Чемезовым и Путиным]. Конечно, это был неплохой сюрприз. (Смеется.)

– Практика показывает, что если ты друг высокопоставленного чиновника, а особенно премьера, то вести бизнес в России проще. Насколько серьезно поможет Pirelli административный ресурс «Ростехнологий»?

– Я повторю: у госкорпорации есть не только административный ресурс, но и активы, которые помогут нам уверенно закрепиться на российском рынке. Между «Ростехнологиями» и Pirelli прежде всего промышленный союз, полезный как для нас, так и для России с точки зрения развития на ее территории высокотехнологичных производств.

– Насколько важен для вашей компании такой момент, как хорошие отношения между премьерами России и Италии?

– Конечно, это позитивно. Но Pirelli существует 140 лет, работает в 160 странах. Pirelli ценна своими технологиями, а не какими-то особенными отношениями с кем-то. С определенной периодичностью происходит смена правительств. И что? Нам каждый раз закрывать свои заводы и филиалы? Когда приходим в ту или иную страну, мы вкладываем, а не просим деньги, даем рабочие места, платим налоги.

– А вот власти США обеспокоены тесной связью Путина с Берлускони. Так сказано в документах, выложенных на Wikileaks. Там же приводятся факты «щедрых подарков», прибыльных энергетических контрактов и проч. Как это может сказаться на имидже Pirelli – компании из Италии?

– Я не хочу это комментировать. Это же... (пауза, смех) сплетни.

– Соглашение о сотрудничестве «Ростехнологии» и Pirelli подписали в конце 2008 г. И тогда речь шла лишь о строительстве шинного завода. Сейчас конфигурация поменялась, появился третий участник ­– «Сибур». С чем это связано?

– Из-за кризиса реализация нашего проекта приостановилась [в 2009 г. спрос на шины в России упал почти на треть к уровню 2008 г.]. Но переговоры не прекращались, в итоге первоначальные планы были подкорректированы. Мы займемся реорганизацией шинного бизнеса холдинга «Сибур», а именно – создадим два совместных предприятия на базе шинных активов «Сибура» с участием «Ростехнологий» и Pirelli [в первом СП – 10% у «Сибура», остальное – у «Ростехнологий» и Pirelli; во втором – 49,9% у «Сибура», 10% – у Pirelli, 40,1% – у СП «Ростехнологий» и Pirelli]. Первое СП займется производством шин премиум-класса, это уровень Pirelli (в него войдут и соответствующие активы), второе СП – для среднего уровня.

– Какие именно активы «Сибура» войдут в каждое из предприятий?

– Сначала нужно провести техническую и финансовую оценку активов, разделить их на две группы – что [передать] в первое СП, что во второе. Затем – разработать бизнес-стратегию. Все это будет делать независимый консультант. Работа должна быть завершена до конца марта. К июню будут закрыты все сделки. К этому же сроку ожидается бизнес-план, включая инвестиции по строительству двух заводов в Самарской области – по производству крупногабаритных шин и металлокорду [металлическая основа для покрышек]. Заводы будет строить первое СП. Следующий пункт нашего сотрудничества – контракты с «Сибуром» на поставку синтетического каучука как непосредственно для Pirelli, так и для двух СП в России. Параметры контрактов будут также известны в марте.

– Вы рассчитываете на большой спрос в России? Ведь вряд ли машины российского автогиганта – «АвтоВАЗа» будут «переобуваться» в шины премиум-класса Pirelli.

– Конечно, нет. Они для Ferrari, Aston Martin, Porsche, Maserati, а также Audi, Mercedes, BMW и проч. Этих автомобилей достаточно много в России. То есть шины будут производиться для вторичного рынка – для замены шин. Именно поэтому нам и интересна мощная дистрибуторская сеть «АвтоВАЗа» по всей стране.

– В 2009 г. доля продаж Bridgestone на российском рынке составляла 10,5%. Это лучший результат среди иностранных производителей шин. У Pirelli всего 0,5%. Какую долю вы рассчитываете занять в ближайшие пять лет?

– Хотим быть № 1. Это вполне возможно с учетом наших планов и партнеров [в 2009 г. доля продаж у «Сибур – русские шины» былая самая большая – 17%]. Мы также рассчитываем поставлять с российских заводов шины в страны СНГ и Скандинавии.

– А вот в мировом рейтинге производителей шин Pirelli всего лишь пятая. Почему?

– Это смотря по каким показателям оценивать. Если просто по количеству проданных шин, то да, возможно. Но количество не означает качество. Pirelli никогда не стремилась в массовый сегмент. Наш сегмент – премиум. Мы главные поставщики шин для самых красивых и дорогих автомобилей мира. Я уже перечислял их выше. А также лидеры по поставкам шин для Audi, Mercedes, BMW. И не забывайте: Pirelli с 2011 г. в течение трех лет будет эксклюзивным поставщиком шин для Formula 1!

– Так и планируете остаться в премиум-сегменте?

– Сейчас в мире насчитывается 930 млн легковых автомобилей и 45 млн грузовых. В ближайшие 10 лет число автомобилей в массовом сегменте будет увеличиваться в среднем на 2,5% в год, а в премиум – на 5%. Конечно, мы остаемся в этом сегменте! Основная часть доходов Pirelli – 75% в ближайшие пять лет будет приходиться на вторичный рынок в премиум-сегменте. За это время в развитие производства по выпуску шин высшего класса компания вложит 2 млрд евро. Сейчас мы производим 56 млн шин в год. В планах – увеличить до 81 млн. И это не считая проекта в России, потому что окончательные расчеты по нему будут в марте 2011 г.

– Какие страны наиболее интересны Pirelli?

– Страны Латинской Америки, Бразилия и особенно Китай. Только в этом году в Китае BMW, Mercedes и Audi продали 600 000 автомобилей. В 2014–2015 гг. BMW запустит там завод мощностью 400 000 автомобилей в год. В этой стране у нас три завода – по производству металлокорда, шин для грузовиков и шин для легковых автомобилей. Мы хотим удвоить выпуск премиальных шин – до 10 млн штук.

– Вы рассказываете о серьезном увеличении производства шин. А кто и как решает вопрос их утилизации? Участвуют ли в поиске решений сами производители?

– Pirelli участвует совместно с различными университетами мира в научных разработках. Сейчас ведутся исследования, каким образом можно использовать старые шины в производстве новых. Надеюсь, что в скором будущем это станет практикой.

– А в чем сложность?

– Шинное производство чем-то напоминает фармацевтику: рецепт шины – это как рецепт лекарства. В состав шины кроме резины может входить еще 35 различных элементов. Чем сложнее рецепт шины, тем она дороже. Что и создает трудности при утилизации. А пока, как известно, старые мелко покрошенные шины используются в дорожном строительстве.

– Какие научные новинки наиболее востребованы в шинном производстве?

– Евросоюз каждый год ужесточает требования к выбросам углекислого газа. А чем легче шина и чем меньше у автомобиля тормозной путь, что в том числе зависит от шины, тем меньше и выбросов. Шина должна терять в весе, но не терять в качестве. Поэтому мы серьезно занимаемся разработками в области нанотехнологий. За последние 10 лет шины стали легче на 15–20%. Евросоюз готовит новые требования к выбросам углекислого газа: они должны быть снижены еще на 10%. Значит, нашим шинам предстоит сбросить еще 10–15% своего веса.

– В группу Pirelli кроме шинного производства входит недвижимость и бизнес по выпуску одежды и обуви. Зачем это?

– Недвижимость выведена за пределы Pirelli. Что же касается fashion-бизнеса, то это для усиления бренда Pirelli. Марка одежды и обуви RZerо. Это марка и наших шин. Но 98% выручки нам дает именно производство шин.

– А спонсорство миланской футбольной команды «Интер» имеет те же, имиджевые цели?

– Это же так красиво, когда на майке футболиста написано Pirelli. (Смеется.) Написание нашего бренда не менялось с момента создания. Я еще и давний поклонник футбола, и именно этой команды.

– Вас не смущает, что вы с премьером Берлускони болеете за разные команды? У него – «Милан».

– Совершенно нет. Конкуренция тонизирует.

– Вы знаете Берлускони?

– Я бы не был итальянцем, если бы не знал премьера Италии. (Смеется.)

– Насколько близко вы знакомы?

– Насколько позволяет положение: наша компания вносит существенный вклад в развитие Италии.

– На каких автомобилях вы ездите?

– Audi R8 и Maserati.

– Российский миллиардер Михаил Прохоров начинает выпускать российский «Ё-мобиль». Не слышали о таком?

– Нет. А что это за автомобиль?

– Бюджетный. Заявленная цена – $10 000. Не хотели бы с ним сотрудничать?

– Вот когда начнет выпускать Ferrari, тогда и начнем. (Смеется.).