«Норд авиа» на вылет

«Аэрофлот» готовится к приему авиакомпаний «Ростехнологий», избавляясь от лишних активов: на продажу выставлена «Норд авиа». Купить ее может «Норильский никель»

Аэрофлот» продает 51% акций «Норд авиа», рассказал «Ведомостям» источник, близкий к «Аэрофлоту», и подтвердил представитель компании. На совет директоров этот вопрос будет вынесен в январе.

«Норд авиа»

Авиакомпания. Пассажиропоток (10 месяцев 2010 г.) – 1,7 млн человек. В парке 11 Boeing 737 и четыре Ан-24. Основной акционер – «Аэрофлот» (51%). Чистый убыток (девять месяцев 2010 г., из отчета по МСФО группы «Аэрофлот») – $9 млн.

«Норд авиа» не вписывается в стратегию развития «Аэрофлота» до 2025 г., объясняет источник, близкий к компании. После того как «Аэрофлот» получит от «Ростехнологий» ГТК «Россия» (ожидается в 2011 г.), на авиарынке Северо-Запада двум перевозчикам – «Норд авиа» и «России» будет тесно, а их объединение обойдется «Аэрофлоту» дорого из-за унификации парка и маршрутов, продолжает он. Выгоднее продать какую-то из авиакомпаний, и это «Норд авиа».

Покупателем станет «Норникель», имеющий перевозчика «Таймыр» (бренд Nordstar), говорит источник, близкий к «Аэрофлоту». По его словам, месяц назад ГМК вышла с предложением приобрести «Норд авиа», что совпало и с планами «Аэрофлота». О переговорах «Аэрофлота» и «Норникеля» знает один из участников авиарынка. Представители «Норникеля» и «Аэрофлота» от комментариев отказались.

Виталий Савельев, придя в «Аэрофлот» (2009 г.), раскритиковал работу «дочек»: «Живут как иждивенцы, постоянно от нас что-то требуют: дай гарантию, дай комфортное письмо, дай аванс <...> Они должны добавлять мне стоимость, а не убытки». «Аэрофлот» инициировал банкротство «Аэрофлот карго», продал 51% акций «Аэрофлот плюс» (деловая авиация), а оставшимся – «Дон авиа» и «Норд авиа» – поставил условие самим зарабатывать деньги (тогда из их названий исчезло слово «Аэрофлот»).

«Норд авиа» стоит около $400 млн, но наверняка есть серьезный дисконт, полагает аналитик «ВТБ капитала» Георгий Тараканов. Это самая слабая «дочка» авиакомпании, с 2004 г. она так и не была интегрирована в структуру «Аэрофлота» – ни маршрутами, ни сервисом (на нее не распространяется программа лояльности «Аэрофлот бонус»), отмечает он: ее продажа – выгодная сделка для «Аэрофлота». «Норд авиа» – еще и пятно на репутации «Аэрофлота» из-за авиакатастрофы под Пермью и невысокого уровня обслуживания, указывает Тараканов. «Норд» дает менее 10% пассажиропотока, при этом имеет операционный убыток в $4 млн (МСФО за девять месяцев).

Зато «Таймыру» «Норд» даст возможности для развития: у компании – 11 Boeing 737, считает Тараканов, последние два года «Таймыр» активнее занимается чартерами и осваивает маршруты из северных районов в центр и на юг России.