В филармонии дала концерт албанская певица Эрмонела Яхо

Цикл «Звезды мировой оперы в Москве» вступил в новый год вместе с Эрмонелой Яхо. Московский дебют певицы разочаровал

Хотя молодая албанская певица уже выступает на крупнейших мировых сценах, искусство ее выглядит бледным подобием творчества больших певиц бельканто. Вероятно, осознавая узкие границы своего дарования, артистка умно пользуется любой мелочью, любым, даже минимальным одобрением публики, чтобы придать выступлению атмосферу успеха. Она следит за тем, чтобы ее черные волосы красивыми волнами пробегались по белым плечам, и умеет так настроить зрачок по отношению к прожектору, чтобы в нем блестела правдоподобная слеза.

Что касается собственно пения, то оно у Эрмонелы Яхо образуется в результате сложения вполне заурядного голоса с не вполне отточенным мастерством. Возможно, певица не очень освоилась в акустике Зала Чайковского, но в верхнем регистре она систематически фальшивила, завышая интонацию. Самых высоких нот, обязательных для примадонны бельканто, не было ни одной, и только средний регистр местами звучал упруго и приятно.

Пользуясь небогатым набором эффектных актерских средств, артистка изобразила героинь Беллини – Джульетту, Амину, Имоджену – похожими одна на другую. Столь же серо и неизобретательно получились и Пальмира из «Магомета Второго» Россини, и «Анна Болейн» Доницетти. Плюсом концерта, впрочем, было то, что номера исполнялись не в усеченных концертных редакциях, а полностью – благодаря чему у организаторов концерта появилась возможность выпустить на сцену артистов Молодежной оперной программы Большого театра. Рядом с Эрмонелой Яхо, старательно изображавшей великую примадонну, они производили впечатление хорошо воспитанных детей, уместно вставляющих реплики во взрослый разговор.

Традиционной бисовой программы не было: у публики и не было бы сил ее просить. Эрмонела Яхо спела только арию Адриенны Лекуврер из одноименной оперы Чилеа – это был лучший номер концерта, заставивший подумать о том, что вовсе не бельканто, а поздний лирический репертуар подходит этой складной современной артистке.

Певице умело помогал дирижер Марко Дзамбелли. Набор увертюр был небанален – «Анакреон» Керубини, например, не играют никогда. Оркестр «Новая Россия» вместе с тем звучал на редкость бесхарактерно: каждый музыкант профессионально читал свои ноты, но оркестрового единства не ощущалось даже на уровне групп.

Спасать репутацию звездного абонемента в этом году будут певицы Анна Бонитатибус и Суми Йо.