Цитата недели

«Я очень рассчитываю на то, что работа <...> в направлении снижения цен на услуги мобильной связи будет доведена до конца. [Это] касается прежде всего роуминга». Владимир Путин, премьер-министр РФ

Фраза «Я очень рассчитываю» в устах Путина – это, несомненно, форма поручения. В данном случае – руководителю Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорю Артемьеву. Тема роуминга небезразлична премьеру давно: еще в апреле 2010 г., выступая в Думе, он возмутился высокой стоимостью разговоров за рубежом и пригрозил сотовым операторам санкциями (незадолго до этого ФАС как раз начала расследование по роуминговым тарифам). В конце прошлого года тройка крупнейших операторов России – МТС, «Мегафон» и «Вымпелком» дружно снизили цены на разговоры вне России, но не везде, а только в странах СНГ. Наверное, для многих россиян стоимость связи в Крыму или, скажем, Астане действительно важнее, чем на Майорке или Лазурном побережье. Но есть и другие, кому Майорка тоже важна. И неважно, что их меньшинство, ведь Владимир Владимирович – один из них. Он же прямо сказал: снижать цены на роуминг нужно по всем направлениям – и по внутреннему, и по международному.

На самом деле роуминг в дальнем зарубежье, конечно же, очень дорогой. В октябре я был в Турции, за две недели отпуска поговорил минут 20 (плюс отправил и получил несколько sms и пару раз заглянул на сайт «Ведомостей») – и заплатил почти 8000 руб. Может, оно и неплохо бы, чтобы выходило поменьше. Но у операторов есть объяснение: много денег забирают их зарубежные контрагенты – операторы, по сетям которых звонок российского путешественника проходит за пределами России. Это 70–80% роумингового тарифа, объясняют операторы. Если так, то максимум, чего может ждать российский турист, – это удешевления роуминга на 20–30%. А вдруг это не так? Вдруг по каким-то направлениям запас прочности у операторов выше? Наверняка ФАС по силам запросить у операторов (и российских, и зарубежных) информацию о ставках, по которым они рассчитываются друг с другом. И сделать выводы.

Как потребитель я бы это только приветствовал. Но у меня возникает тревога вот по какому поводу. Что имел в виду Владимир Владимирович, говоря «до конца»? Где конец работы по снижению роумингового тарифа? Год-то предвыборный, как бы чиновники не перестарались с выполнением наказа.