Зона безответственности

Президент счел, что за теракт должен ответить менеджмент аэропорта, хотя нормативные акты нечетко распределяют сферы ответственности

Вчера на совещании с силовиками Дмитрий Медведев констатировал, что в «Домодедово» в сфере безопасности «царила анархия». А в интервью «Ведомостям» заявил, что за теракт должен отвечать в том числе и менеджмент аэропорта.

Требования к обеспечению безопасности аэропортов определяются Федеральными авиационными правилами, утвержденными Минтрансом в ноябре 2005 г. Согласно документу, этим занимаются четыре инстанции: служба безопасности аэропорта совместно с органами МВД, вневедомственной охраной Минтранса, службами безопасности авиакомпаний. Досмотр совместно осуществляют первые две службы. Досмотр входящих в аэропорты проводится с использованием рентгеновских интроскопов, просвечивающих багаж, и стационарных металлоискателей; он обязателен для аэропортов московского авиаузла.

Однако московские аэропорты в отличие от многих региональных (см. врез) зачастую работают в режиме выборочного досмотра, говорят представители аэропортов.Проверяют только тех, кто вызывает подозрение, объясняют представители «Внуково» и «Шереметьево». Сплошная проверка всех входящих вызывает поток жалоб на связанные с этим неудобства.

Вины аэропорта «Домодедово» в теракте нет, цитирует «Интерфакс» пресс-секретаря аэропорта Елену Галанову. По ее словам, службы аэропорта отвечают за безопасность в «стерильной зоне», где находятся пассажиры, прошедшие регистрацию, зона общего доступа – сфера ответственности МВД. Источник в аппарате МВД подтверждает ее слова: это компетенция транспортной милиции, которая напрямую подчиняется МВД.

Однако в «Шереметьево», по словам его представителя, досмотр пассажиров на входе в терминалы осуществляют три человека: два сотрудника аэропортовой службы, которые работают с интроскопом и металлоискателем, и сотрудник милиции, который имеет право потребовать документы у вызвавшего подозрение человека.

Часто складывается такая ситуация, когда за некоторые участки никто не отвечает, констатирует председатель транспортного комитета Госдумы Сергей Шишкарев.

Медведев поручил правительству подготовить предложения по ужесточению пассажирских проверок в аэропортах и заявил, что в аэропортах придется ввести тотальную проверку пассажиров.

Такой тотальный контроль приведет к дополнительным затратам аэропортов, отметил замминистра транспорта Андрей Недосеков: если будет принято такое решение, число зон досмотра придется увеличить в 5–7 раз, затраты на их создание и содержание могут быть заложены в авиатарифы.

Президент также обратил внимание на опыт Израиля. «В Израиле металлоискатели установлены всюду, где может быть скопление людей, практика доказала эффективность этой меры», – говорит депутат парламента Израиля Роберт Илатов.