Молодые бизнесы выживают, если относиться к ним как к штучному товару

Даже при финансовой поддержке в первый год выживает не более 50% стартапов. Но если к деньгам добавить обучающие программы и опытного наставника, выживет более 80%, утверждают создатели международной программы Youth Business International, уже три года работающей в России

Осенью 2008 г. Геннадий Шигапов, выпускник филиала Северо-Западной академии госслужбы, получил в кредит на три года 150 000 руб. – для создания компании по оказанию инжиниринговых услуг в Калуге. В 2009 г. оборот его компании составлял 5,2 млн руб., а за 2010 г. компания выросла в 10 раз и ее оборот достиг 53,8 млн руб. Сегодня в «Профинжиниринге» у Шигапова работает 23 сотрудника.

Предприниматель говорит, что погасить кредит мог бы уже через полгода, но не сделал этого до сих пор: не хочет выходить из программы «Молодежный бизнес России». «В этой программе лояльные финансовые условия, но самое главное – семинары, наставничество, возможность общения, – рассказывает Шигапов. –Техническую составляющую бизнеса я знал и сам, а вот со становлением коммерческой мне очень помог наставник. У него несколько коммерческих бизнесов, и его советы были очень ценны».

В 2010 г. проект Шигапова вошел в шорт-лист международного конкурса «Молодой предприниматель года», организуемого The Prince’s Youth Business International в категории «предприниматель, содействующий решению экологических задач».

С помощью принца

Международная программа поддержки молодежного бизнеса была разработана еще в середине 90-х гг. Международным форумом лидеров бизнеса (IBLF) совместно с Фондом принца Уэльского (The Prince’s Trust). Сегодня программа работает в 40 странах мира, а с 2008 г. пришла в Россию.

«Мы концентрируемся на поддержке молодых людей в возрасте до 35 лет, зарегистрированных как предприниматели не более года, – рассказывает о программе Борис Ткаченко, директор филиала IBLF в России, руководитель программы «Молодежный бизнес России». – Банки и микрофинансовые организации кредитуют уже работающие бизнесы. Но найти первоначальный капитал на стартап, особенно в регионе, молодому человеку крайне сложно».

Особенность этой программы поддержки молодежного бизнеса в том, что молодой предприниматель получает не только заем в 150 000 руб. на три года под 12% годовых. Ноу-хау программы от принца Уэльского – бесплатное обучение (семинары по основам предпринимательской деятельности), консультирование и наставничество. «Если просто дать молодому человеку средства, его бизнес умрет в течение первого же года, потому что у него нет опыта и понимания бизнес-процессов», – убежден Ткаченко.

В ноябре 2008 г. пилотная для России программа стартовала в Калужской области, а спустя год была запущена и в Воронежской. Грант на кредитный портфель в Калужской области в размере 80 000 фунтов выделил Королевский банк Шонтландии, рассказал Ткаченко. В Воронежской области займы предоставляются из средств Государственного фонда поддержки малого предпринимательства Воронежской области.

Финансовая схема программы проста: крупный бизнес из бюджетов на социальную ответственность выделяет грант, который расходуется на кредитование молодых предпринимателей. 12% годовых по кредиту идет на организационные расходы. Постепенно предприниматели возвращают заем и из этих денег финансируются следующие проекты, продолжает Ткаченко.

По его словам, дефицита кредитного портфеля нет и он вряд ли возникнет: согласно статистике не более 20% молодежи способно открыть собственное дело, а решается на этот шаг в итоге не более 5%. В месяц в каждом регионе появляется только 3–5 новых проектов.

Старшие – младшим

Самое оригинальное в этой программе – наставничество. Программа закрепляет за каждым участником наставника и контролирует их взаимодействие. В первый год встречаться с подопечным наставник должен не менее двух раз в месяц. Раз в три месяца и учитель, и ученик заполняют анкету, чтобы координаторам было проще понять, насколько эффективно сотрудничество. Наставники работают бесплатно. За 2,5 года лишь однажды наставника пришлось заменить.

«Опытных предпринимателей просто так с улицы или по объявлению в газете не привлечешь, – говорит Ткаченко. – Поэтому в регионах мы налаживаем сотрудничество с местными предпринимательскими ассоциациями. Первыми наставниками обычно становятся самые активные их члены». По условиям наставник не имеет права до окончания программы участвовать в бизнесе подопечного как партнер или соучредитель. К тому же если за рубежом в качестве наставников часто привлекают успешных топ-менеджеров и консультантов, то в России – только предпринимателей. Уж очень, по словам организаторов, законы существования малого бизнеса в России отличаются.

«На самом деле наставничество не дает застаиваться и собственным мозгам, – говорит Михаил Александров, предприниматель из Калуги, наставник Шигапова. – За 20 лет в бизнесе на какие-то процессы глаз уже замылился, а молодые на многое смотрят под другим углом».

Владимир Буев, вице-президент НИСИПП, о программе еще не слышал, хотя знает о ее результативности за рубежом: «Сам по себе инструмент наставничества в таком контексте может быть действительно интересным. И ни в одной программе поддержки предпринимательства, которая до сих пор реализовывалась в России, подобного инструмента не было».

Юрий Сегал, наставник трех молодых предпринимателей из Воронежской области, сам в бизнесе с 1991 г., владеет сетью обувных магазинов. «Когда я начинал бизнес, мне очень не хватало учителя. Я наделал немало ошибок, которые потом исправлял годами. Сейчас я могу помочь молодым людям, у которых есть бизнес-планы, стартовый капитал, но нет опыта в вопросах налогообложения, позиционирования и продвижения бизнеса, могу ответить и на многие другие вопросы», – объясняет Сегал.

По словам Сегала, на участие в проекте он согласился, видя реальную заинтересованность программы в результате. Он считает, что во многих программах поддержки предпринимателей, инициируемых в федеральном центре, все ограничивается предоставляемой суммой гранта или кредита. Эффективность низкая, контроля нет, чиновники на местах нивелируют идеи, говорит бизнесмен.

Денис Черных и Александр Матюхов, подопечные Сегала, резьбой по дереву увлекались не один год. Денег это молодым людям не приносило. Оригинальные предметы интерьера и мебели, сделанные собственными руками, они дарили друзьям. Когда знакомые стали чаще обращаться с просьбами изготовить что-то на заказ, Черных и Матюхов задумались о собственном деле. Предпринимательского опыта и первоначального капитала у друзей не было. В интернете решили поискать программу поддержки предпринимателей, чтобы получить деньги на производство.

«Нам повезло, что мы попали в эту программу. Без обучающих семинаров и поддержки наставника у нас скорее всего ничего бы не вышло, – уверен Черных. – Деньги быстро закончились бы, и на этом дело бы встало. Нас научили вести бизнес, организовывать продажи, искать заказы. Наставника мы каждый раз слушаем с открытым ртом».

По словам Черных, уже сейчас производство постепенно выходит на поток. А оборот их небольшого бизнеса за первый год работы превысил 100 000 руб. Сегодня у предпринимателей две мастерские и несколько наемных работников. Появились шансы выйти и на международный рынок, ведь искусно вырезанный ими из дуба дракон, преподнесенный принцу Чарльзу ко дню рождения в ноябре, очень понравился монаршей особе и занял почетное место в его коллекции.

Мало, но надежно

Пока ни одного случая невозврата займа, по словам организаторов, нет. Хотя ни залога, ни поручительства от молодых предпринимателей не требуют. «Мы часто слышим: «Дайте мне миллион – и я сделаю настоящий бизнес». Но для первого собственного дела, открываемого с нуля, суммы в 150 000 руб. вполне достаточно. Бизнес на миллион такой начинающий и не потянет», – говорит Ткаченко.

Верхнюю планку просчитали просто. Ежемесячный платеж при займе на три года составит 4000–5000 руб. – сумма, которую молодой человек сможет без труда заработать и отдать, даже если бизнес провалится. «Для начала сумма достаточная, – полагает Сегал, – но в будущем ее можно было бы и увеличить».

Эффективность программы, по словам Буева, оценить очень просто: если по трем основным показателям – обороту, количеству занятых в бизнесе и размеру инвестиций в собственное развитие – динамика положительная, то это действенная программа.

В идеале, по словам Ткаченко, программу планируется запустить во всех крупных региональных центрах, но кредитовать не более 30 проектов в год в каждом регионе: «Мы не хотим ставить выдачу кредитов на поток, как это происходит в государственных программах поддержки. Для нас это все же штучная работа, нам важнее эффективность и результат, а не количество».