Суть дела: Маркетинг без границ

Каменская & партнеры

юридическая компания. Основана в 2002 г. Имена партнеров и финансовые показатели не раскрываются.

В ходе конференции «Ритейл в России» было организовано голосование по предлагаемым участниками рынка ритейла поправкам в законодательные акты. Один из аспектов предложений – налоговый, который позволил бы поставщикам снизить налог на прибыль: принимать на себестоимость товара расходы на маркетинговые (исследование целевых сегментов рынка, определение потенциального спроса и его размера, разработка планов создания и доведения продукции до потребителя, определение каналов распределения и методов продвижения товаров) и иные подобные мероприятия, направленные на продвижение производимых и (или) реализуемых продовольственных товаров.

В настоящее время законодатель предусмотрел расходы на рекламу как вид расходов, принимаемых в целях налогообложения. А вот о расходах на маркетинг и продвижение товаров ничего не упомянуто. Таким образом, складывается ситуация, когда расходы на маркетинг влекут еще и расходы по налогу на прибыль, поскольку должны учитываться компаниями из чистой прибыли, оставшейся после уплаты налогов, и повысить тем самым расходы компании в размере 24% к маркетинговому бюджету (за вычетом 1%, принимаемого на себестоимость).

В абз. 2–4 п. 4 ст. 264 Налогового кодекса РФ предусматривается перечень расходов на рекламу, учитываемых при исчислении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль в полном объеме. Экономическая суть расходов поставщиков на маркетинг и продвижение продукции на потребительском рынке аналогична расходам, указанным в абз. 2–4 п. 4 ст. 264 НК РФ, однако они не выделены наравне с последними, поэтому на практике их относят к иным видам рекламных кампаний (розыгрыши призов и т.д.), нормируемым по ставке 1%.

Закон обязал поставщиков продовольственных товаров оформлять маркетинговые и иные подобные мероприятия в отдельных договорах. Данные расходы признаются налоговыми органами в качестве нормируемых (1%), и бизнес несет огромные потери при отсутствии логичного экономического обоснования налоговой нагрузки в этой части. Введение в действие новой нормы позволит обеспечивать продовольственные рынки в достаточных объемах и с меньшими потерями.

Сложившееся в настоящее время налоговое администрирование и отсутствие предлагаемого положения в НК РФ не соответствуют вытекающим из Конституции РФ (19 (ч. 1 и 2), 35 (ч. 1 и 2), 55 (ч. 2 и 3) и 57 Конституции РФ) требованиям об определенности налоговой нормы и допускают их произвольное толкование правоприменительными органами, при котором налогоплательщик лишается права включить в состав расходов по налогу на прибыль организаций любые затраты, если они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

В силу п. 1 ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты налогоплательщика, оценка которых выражена в денежной форме.

Правовая природа понятия «расходы» заключается в том, что расходами признаются не все затраты налогоплательщика, а лишь те, которые направлены на извлечение прибыли (повышение размера извлекаемой прибыли). Согласно п. 1 ст. 253 НК РФ затраты, связанные с приобретением и реализацией товаров, являются «расходами, связанными с производством и реализацией». Таким образом, законодатель установил и ограничил перечень критериев, которые могут определять, являются ли понесенные затраты расходами:

1) такие затраты должны быть связаны с производством и реализацией;

2) они должны быть экономически оправданны;

3) они должны быть документально обоснованы.

Поскольку указанные (в п. 1 настоящей части документа) затраты отвечают всем трем вышеуказанным критериям, они в полной мере являются расходами.

Подобную правовую позицию занимает и Конституционный суд РФ, который в определении Конституционного суда РФ от 16 декабря 2008 г. № 1072-О-О указал, что «Глава 25 НК РФ регулирует налогообложение прибыли организаций и устанавливает в этих целях определенную соотносимость доходов и расходов и связь последних именно с деятельностью организации по извлечению прибыли. Так, в перечень затрат, подлежащих включению в состав расходов, связанных с производством и реализацией, включены материальные расходы, расходы на оплату труда, суммы начисленной амортизации и прочие расходы, включая расходы на ремонт основных средств, направленные на развитие производства и сохранение его прибыльности (ст. 253–255, 260–264 НК РФ). Этот же критерий прямо обозначен в аб. 4 п. 1 ст. 252 НК РФ как основное условие признания затрат обоснованными или экономически оправданными: расходами признаются любые затраты, если они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Из этого же исходит и пленум Высшего арбитражного суда РФ, указавший в постановлении от 12 октября 2006 г. № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды», что обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности. При этом речь идет именно о намерениях и целях (направленности) этой деятельности, а не о ее результате. Вместе с тем обоснованность получения налоговой выгоды, как отмечается в том же постановлении, не может быть поставлена в зависимость от эффективности использования капитала».

Важно подчеркнуть, что затраты, направленные на продвижение производимых и (или) реализуемых налогоплательщиком продовольственных товаров, уже в настоящее время принимаются налоговыми органами в качестве расходов. Однако налоговое ведомство самостоятельно, являясь органом исполнительной власти, не обладая законотворческими функциями и подменяя собою законодательную ветвь власти, допускает расширительное толкование закона.

Отнесение налоговыми органами затрат на исследование целевых сегментов рынка, определение потенциального спроса и его размера, разработка планов создания и доведения продукции до потребителя, определение каналов распределения и методов продвижения товаров к расходам на рекламу является искусственным и, более того, противоречащим действующему законодательству. Так, в соответствии со ст. 3 закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» рекламой является «информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке».

Вышеуказанные маркетинговые действия не могут относиться к понятию «информация» и не отвечают тем критериям, по которым их можно отнести к рекламе, поскольку сведения, приобретаемые поставщиками в результате осуществления действий по исследованию целевых сегментов рынка, определению потенциального спроса и его размера, разработке планов создания, всегда адресованы определенному кругу лиц (конкретному поставщику/производителю).

Вышеуказанные положения НК и закона «О рекламе» не являются неопределенными и не допускают ни формального подхода к их применению, ни расширительного толкования органами исполнительной власти.