Действующие лица: Пора уважать закон

Быть объективным и беспристрастным в анализе закона о торговле сложно. Норма привнесла в повседневный быт всех, кто связан с отраслью торговли, немало нового и неожиданного. На рынке создалась если не паника, то нервозная обстановка. Одно за другим посыпались письма с претензиями от ритейлеров, прямо говорящие нам – законодателям, что мы, мягко говоря, были не правы, приняв действующую редакцию закона.

Наиболее резкую критику со стороны представителей розничной торговли вызывают нормы, связанные с ограничением возможных бонусов, получаемых ритейлерами от поставщиков и возможностью госрегулирования розничных цен на социально значимые товары.

Для участников рыночных отношений вмешательство государства в процесс ценообразования вызвало значительный дискомфорт, что приводит к росту цен и дефициту некоторых продуктов. Однако все мы прекрасно понимаем, что подъем цен на продовольственные товары прошедшим летом стал результатом не только неурожая, но и реакции ритейлеров на новый закон.

Нам пора воспитывать в предпринимателях уважительное отношение к закону и к тем, для кого эти законы писаны. Настолько ли суровы и неудобны для ритейлеров принятые нормы, что нет никакой иной возможности смириться с ними, кроме как пренебречь ими? Страна целиком и полностью настроена на курс сбалансированной рыночной экономики, и не соблюдать предусмотренные данным законом правила уже просто неприлично. Налоги же приучили платить всех, так почему к закону о торговле мы не можем точно так же приучить всех участников рынка? С законом о торговле торг должен быть неуместен. Правило есть, и, до тех пор пока оно не изменено, его следует соблюдать в той форме, в которой оно существует.

Я – ни как гражданин, ни как депутат – не спешу примкнуть к лагерю ни сторонников, ни противников данного документа. Закон о торговле проработал настолько мало, что ставить ему оценку, пусть даже и первичную, пока рано. Сложившаяся обстановка на рынке не может быть абсолютным показателем того, как этот закон работает, – это всего лишь капля в море торговли, но никак не все его составляющие. Мы помним, какие яростные протесты вызывал запрет торговым сетям открывать новые магазины, если их общая доля на рынке достигла 25% от объема продаж. Однако возмущения по поводу данного нововведения звучали недолго, обходные пути нашлись очень быстро. Хорошо, что сейчас происходит процесс адаптации административных и других мер наказания в соответствии с новым законодательством. Так, в конце декабря 2010 г. Госдума в третьем чтении приняла закон о внесении изменений в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), теперь за нарушение закона о торговле предусмотрен штраф – до 5 млн руб. Эта норма будет мало популярной и скорее всего не единственной. Возможно, мы будем вынуждены задуматься о необходимости введения оборотных штрафов для тех, кто неоднократно нарушает действующее законодательство о торговле. Как координатор партии «Единая Россия» по взаимодействию с бизнес-сообществом, я получаю много обращений со стороны малого бизнеса и могу сказать, что подобная инициатива без сторонников не останется. Очень важно на этапе практической реализации закона о торговле наладить систему привлечения к ответственности недобросовестных ритейлеров.

Добавлю, что поправки в КоАП были камнем преткновения в борьбе между ритейлерами и их противниками. На данном этапе можно смело утверждать, что АКОРТ свою информационную лоббистскую деятельность выстроила абсолютно неправильно, результаты у нас перед глазами. Надеюсь, все прошлые ошибки будут учтены, и уже с учетом анализа некой практической составляющей в 2011 г. будут внесены все необходимые дополнения в действующее законодательство.

На сегодняшний день большинство ритейлеров превысили уровень дохода по сравнению с кризисным периодом. Они запланировали значительные инвестиции на 2011 г., плюс, согласно «Стратегии-2020», в три-четыре раза предполагается повысить уровень благосостояния граждан усилиями всего государства – эти деньги также придут в торговлю. Отрасли будет гарантирован растущий объем рынка, нужно только, чтобы все заинтересованные стороны были готовы к этому и не навредили потребителям. И как бы банально это ни звучало, но потребителями в этой кормушке являются абсолютно все: и производители, и торговые сети, и покупатели.