Вектор


И снова нефтяные компании поймали сигнал Артемьева. Вчера «Роснефть» снизила цены на все нефтепродукты на 3%, рассказал ее представитель, добавив, что до этого цены уже были снижены на 10%. На снижение оптовых цен на нефтепродукты вчера пошла и «Газпром нефть», рассказал ее представитель: тонна дизтоплива подешевела на 1000–1300 руб. Накануне она скорректировала розничные цены.

Деньги не главное

«Штокмановский проект несколько дорог на наш вкус», – резюмировал вчера вице-президент Shtokman Development (оператор проекта) Андрэ Говард (цитата по «Прайм-ТАСС»). Сколько стоит проект, он не сказал (ранее только первый этап оценивался в $15 млрд), но отметил, что экономическая составляющая Штокмана не до конца ясна участникам проекта. По этой причине акционеры давно тянут с принятием инвестиционного решения, старт проекта то и дело откладывается: первоначально запланированный на 2013 г., в кризис он был перенесен на 2016 г. Сейчас обсуждается новая дата – 2018 год, сообщил вчера замруководителя Роснедр Петр Садовник. Это связано с активным потреблением сланцевого газа в США: высвободившиеся объемы топлива идут на европейский рынок и спрос на газ падает, пояснил чиновник. «Из-за постоянных промедлений проект уже потерял такой перспективный рынок сбыта, как США. Дальнейший перенос сроков может привести к потере позиций и на газовом рынке Европы, не раз сетовал замминистра природных ресурсов Сергей Донской. Для России Штокман – проект стратегический. Окончательное решение о его судьбе будет принимать правительственная комиссия по ТЭКу во главе с премьером Владимиром Путиным, напомнил вчера Садовник. Ради престижа экономикой Штокмана можно и пожертвовать.

Мало скинули

Власти продолжают стимулировать падение цен на нефтепродукты. «Даю поручение ФАС незамедлительно начинать антимонопольные расследования по любым фактам необоснованного завышения цен на топливо», – распорядился премьер Владимир Путин на прошлой неделе на совещании по итогам работы ТЭКа в 2010 г. Больше всего его поразили цены на дизельное топливо: с декабря по январь они прибавили более 35%. Представители компаний тут же пообещали их снизить. И правда, прямо в день совещания цены упали. Недостаточно, сказал вчера руководитель ФАС Игорь Артемьев: власти ждали 10–12%-ного падения цен на дизельное топливо, а они снизились только на 5%.

Раньше нефтяники почти не обращали внимания на претензии ФАС, но после антимонопольных расследований и миллиардных штрафов, а особенно после требований премьера, они исправно переписывают ценники.

Сделка с заинтересованностью

Гендиректор Vimpelcom Ltd. Александр Изосимов много месяцев борется за то, чтобы покупка сотовых активов египетского миллиардера Нагиба Савириса состоялась, – несмотря на сомнения части инвесторов и аналитиков и явное несогласие одного из крупнейших акционеров Vimpelcom, норвежской Telenor. Вчера выяснилось, что у Изосимова может быть и личный интерес: Vimpelcom сообщила, что, если сделка состоится, гендиректор может получить бонус в виде 600 000 обыкновенных акций объединенной компании. Уже сейчас они стоят больше $8 млн.

В этой ситуации Изосимов должен быть еще больше мотивирован повышать акционерную стоимость Vimpelcom. Раз он ратует за сделку, делающую Vimpelcom шестым в мире оператором сотовой связи, значит, должен быть уверен: компания справится с радикально (вчетверо) возросшим долгом и как минимум не подешевеет. Но тот факт, что не все существующие акционеры Vimpelcom поддерживают объединение, делает ситуацию неоднозначной. Та же Telenor cчитает покупку активов Савириса обременительной для Vimpelcom и категорически не согласна с размыванием ее доли. Изосимов же, выходит, заинтересован в ущемлении интересов этого акционера. Но менеджер такого уровня едва ли согласится пожертвовать репутацией даже в угоду личным интересам.

Пора домой

ЦБ аннулировал лицензию Рабобанка, «дочки» нидерландского Rabobank, по его ходатайству. Получив лицензию в декабре 2008 г., банк не сумел раскрутиться и на конец 2010 г. занимал 637-е место в рэнкинге «Интерфакс-ЦЭА» с активами 1,2 млрд руб. Rabobank (активы – 607 млрд евро по итогам 2009 г.) стал вторым за неделю западным банком, который де-факто сворачивает бизнес в России. Во вторник Barclays заявил о намерении продать «Барклайс банк», покупка которого в начале 2008 г. за $745 млн (4 капитала) стала одной из крупнейших сделок в российском финансовом секторе. Barclays пытался развивать розничное направление в России, но проблемы материнской группы вынудили ее продать часть активов. У Rabobank другая история: он так и не начал обслуживать розничных клиентов и в ближайшие годы не планирует начинать этот бизнес в России, сосредоточившись на рынках Китая, США и Бразилии, где возможностей больше, говорит его представитель. Но в обоих случаях банкиры делают выбор не в пользу России. Время легких денег и роста на десятки процентов в год здесь прошло. Кроме того, не все иностранцы оказались способны конкурировать с набравшими силу госбанками. Остаются только те, для кого наш рынок – один из приоритетных.