Бизнес-образование становится уделом молодых

Средний возраст слушателя в первом наборе на MBA-программу школы менеджмента «Линк» в 1991 г. был 41 год. В 2010 г. – 34 года. Все больше молодежи приходит и в другие школы – они хотят быстрой карьеры

Бизнес-образование, которое прежде было высшим этапом обучения профессионалов, сегодня становится уделом все более молодых людей, говорит Наталья Жаворонкова, директор программы МВА «Стратегия» школы «Линк». Если 10 лет назад средний возраст менеджера, севшего за парту, в «Линке» был 40 лет, а его позиция в компании – не ниже исполнительного директора, то сегодня это 30-летние руководители департаментов.

Все больше молодых специалистов и руководителей приходит и в другие школы. В ВШКУ РАНХ еще в 2006 г. самой многочисленной группой (30%) были слушатели 36–40 лет. В 2008 г. 51% студентов были моложе 35 лет (в том числе до 30 лет – 37%), в 2010 г. – уже 65%. Много молодежи в «Мирбисе», ВШБ МГУ, ВШМБ РАНХ и других школах. Рост происходит за счет менеджеров 26–40 лет, которые традиционно составляли большинство клиентов российских школ бизнеса, добавляет Юрий Тазов, директор по маркетингу ВШМБ РАНХ.

Омоложение студентов МВА идет и на Западе (см. врез).

Основная причина этого – увеличившийся темп жизни. Молодые люди раньше идут в бизнес, раньше берут управление компаниями в свои руки и, соответственно, раньше задумываются о развитии управленческих навыков, считает Елена Бешкинская, директор по маркетингу «Мирбиса».

Кроме того, с переходом на систему образования «4 + 2» у людей появился выбор, куда идти учиться после бакалавриата: человек может выбрать не магистратуру, а программу MBA (иногда сразу после бакалавриата, иногда поработав 1–3 года), объясняет тенденцию Ольга Гозман, руководитель Begin Group.

По словам Жаворонковой, поколение 90-х очень тщательно изучало теорию, хотело дойти до сути. Но эта рефлексия часто тормозила учебный процесс – работа в группе затягивалась. Молодежь, перегруженная информацией, очень быстро договаривается между собой, быстро начинает работу над решением проблемы, порой до конца в ней не разобравшись.