Подрезали крылья

Росавиация пригрозила остановить в июле эксплуатацию Ту-154, если их владельцы не исправят дефекты, приведшие к прошлогодним катастрофам

Росавиация с июля 2011 г. рекомендует авиакомпаниям, эксплуатирующим самолеты Ту-154М, приостановить их полеты, если до этого времени не будут устранены конструктивные недостатки этих машин, заявил в пятницу руководитель ведомства Александр Нерадько. Это только рекомендация: у Росавиации нет полномочий запрещать полеты этих судов, подчеркнул он. Авиакомпании выполнят это пожелание, уверен главный редактор Avia.ru Роман Гусаров.

Речь идет об исправлении трех дефектов, которые могли стать причиной двух авиакатастроф и серьезного инцидента, объяснил Нерадько (см. врез). Дефекты известны, но производители самолетов и их компонентов устраняют их недостаточно быстро, посетовал он. Разработчиком Ту-154 является «Туполев» (входит в ОАК), его представитель от комментариев отказался. Производители могут устранить недостатки к указанному сроку, если это оплатят владельцы самолетов, отметил сотрудник одной из компаний ОАК.

По данным Росавиации, сейчас в России около 75 работающих Ту-154 всех модификаций, из них около 60 Ту-154М, оставшиеся – Ту-154Б-2 (их эксплуатация приостановлена, после того как 1 января 2011 г. в аэропорту Сургута загорелся такой самолет). Часть Ту-154М уже модернизирована в соответствии с требованиями Росавиации, отметил Нерадько, не уточнив детали.

Крупнейшим эксплуатантом Ту-154М является «Ютэйр» (18 самолетов). Компания уже выполнила требования Росавиации, рассказал «Ведомостям» ее гендиректор Андрей Мартиросов. Ведет модернизацию своих пяти Ту-154М и «Кавминводыавиа», сказал заместитель гендиректора компании Владимир Ступников. Выполнить требования регулятора намерены и «Уральские авиалинии», в их парке четыре самолета этого типа, сообщил представитель перевозчика Сергей Антонов. Какова стоимость доработки лайнеров, собеседники не сказали.

Поддерживать летную годность Ту-154 становится все труднее: в России практически не осталось компаний, которые могли бы выпускать комплектующие и проводить обслуживание этих лайнеров, констатирует Гусаров. Авиакомпании постепенно выводят их из эксплуатации – в основном из-за низкой экономичности по сравнению с иномарками, отметил он. «Уральские авиалинии» используют Ту-154 только для подмены Airbus семейства A320 и для выполнения рейсов в аэропорты, которые не приспособлены для приема современной импортной техники, говорит Антонов. По последней причине не выводит из эксплуатации эти самолеты и «Ютэйр», сказал Мартиросов: но через 5–6 лет все региональные аэродромы, куда летает авиакомпания, должны быть модернизированы, что позволит списать российские самолеты.