У теракта в "Домодедово" появилась коммерческая версия

Как стало известно «Ведомостям», среди версий январского взрыва в «Домодедово» следствие рассматривает даже коммерческий заказ
А.Махонин

Взрыв в «Домодедово» произошел 24 января, он унес жизни 37 человек, более сотни пострадало. «Судя по месту локализации и другим косвенным признакам, это хорошо подготовленный теракт, направленный на убийство как можно большего количества людей», – заявил в тот же день президент России Дмитрий Медведев в интервью «Ведомостям». Вскоре стало известно, что смертником, взорвавшим бомбу в толпе встречающих, был 20-летний житель Ингушетии Магомед Евлоев, а через некоторое время ответственность за теракт взял на себя один из лидеров северокавказских боевиков Доку Умаров. Президент уволил несколько высокопоставленных сотрудников ФСБ и МВД. Но уголовное дело по факту взрыва не закрыто, его расследует ГСУ Следственного комитета.

«Домодедово»

Крупнейший аэропорт страны. Пассажиропоток – 22,2 млн человек (2010 г.). Акционеры: 100% принадлежит FML ltd, которой, в свою очередь, владеют двое граждан о. Мэн. Финпоказатели не раскрываются.

Как стало известно «Ведомостям», у следствия кроме теракта есть и другая версия. «<...> Возникла необходимость оперативным путем проверить версию о произошедшем взрыве как о способе подрыва коммерческой деятельности «Домодедово» и иных коммерческих структур, работающих в аэропорту», – говорится в поручении и. о. старшего следователя по особо важным делам при председателе СК Зигмунда Ложиса (копия поручения есть у «Ведомостей»). Документ направлен 15 марта в адрес начальника департамента экономической деятельности МВД Юрия Шалакова с просьбой установить «лица, организации, заинтересованные в дискредитации работы аэропорта и его руководства с целью получения экономической выгоды в краткосрочном периоде (перераспределение пассажиропотоков и проч.) и долгосрочном периоде (смена руководства как несправившегося со своими обязанностями, лишение лицензии и т. д. с последующим рейдерским захватом или иным поглощением инфраструктуры аэропорта), а также организации, претендующие на коммерческую деятельность внутри здания аэропорта (сфера услуг, магазины, рестораны, кафе и проч.)». Поручение получено, подтвердил «Ведомостям» источник в ДЭБ МВД. Это поручение, как и «коммерческая» версия, – инициатива следователя, никакой жалобы от «Домодедово» не было, сообщил «Ведомостям» источник, близкий к менеджменту аэропорта.

Версия о коммерческом заказе логична: конфронтация между собственниками «Домодедово» и «определенными лицами от государства» длится почти 10 лет, говорит председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов.

Его насторожили заявления высокопоставленных чиновников, сводившиеся к тому, что нынешние собственники «Домодедово» не справились с обеспечением безопасности, указывает он. В частности, председатель Совета Федерации Сергей Миронов даже предложил отбирать имущество у таких нерадивых собственников, как владельцы «Домодедово», направив в Госдуму законопроект «О национализации». Кто именно эти владельцы, не смог узнать даже президент Медведев, четкого ответа он не получил и от генпрокурора Юрия Чайки. По данным участников рынка, ими являются председатель наблюдательного совета аэропорта Валерий Коган и председатель совета директоров Дмитрий Каменщик.

Опрошенные «Ведомостями» менеджеры аэропортов и высокопоставленные чиновники удивились «коммерческой» версии взрыва. «Что? Кто-то из конкурентов «Домодедово» перекупил у террористов смертника?» – недоумевает один из собеседников.

Какая бы версия ни рассматривалась, все равно доля ответственности за случившееся лежит на менеджменте и собственниках, считает аналитик «ВТБ капитала» Елена Сахнова. После взрыва было заведено уголовное дело по статье 263.1 Уголовного кодекса «Неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности»; среди подозреваемых – четверо менеджеров аэропорта и четверо бывших сотрудников транспортной милиции, напоминает один из собеседников «Ведомостей».

В «Домодедово» и СК на запрос «Ведомостей» не ответили.