Какой склад характера помогает топ-менеджерам добиваться успеха

Менеджеры-интроверты все чаще занимают самые высокие посты в крупных западных компаниях. Еще недавно это считалось едва ли возможным: по темпам карьерного роста они не поспевали за экстравертами

Ларри Пейдж, один из основателей Google, слывет интровертом и редко появляется на публике. За последнее время он только один раз выступил публично. Причем поводом для выступления послужило весьма значимое событие – 4 апреля он стал гендиректором компании. Примерно в это же время Дуглас Конант, гендиректор Campbell Soup, написал в блоге, что считает себя интровертом и всегда волнуется, когда выступает перед большой группой незнакомых ему людей.

Еще совсем недавно замкнутый склад характера считался серьезным препятствием для карьеры: по крайней мере, в 2006 г. так высказывались 65% респондентов, опрошенных сайтом TheLadder.com. Но сейчас даже интроверты могут делать головокружительные карьеры. Из них получаются прекрасные топ-менеджеры, просто в центр внимания чаще попадают руководители с прямо противоположным складом характера, замечает Конант.

Не говорить, а слушать

Возможно, наступает время лидеров-интровертов: спрос на таких менеджеров велик, как никогда, утверждает Адам Грант, профессор Уортонской школы бизнеса при Пенсильванском университете, который давно изучает эту тему.

Чем более динамична и менее предсказуема бизнес-среда, тем лучше с руководящей ролью справляются интроверты, утверждает он. Амбициозные интроверты чаще побеждают собеседников в споре тет-а-тет, они лучше понимают чужие эмоции и осторожны в принятии решений, считают эксперты. Кроме того, они лучше умеют слушать собеседников, а это очень важное качество для успешного ведения бизнеса.

Став гендиректором Google, Пейдж недавно предложил топ-менеджерам вплоть до самого высокого уровня регулярно работать в одном помещении с рядовыми сотрудниками, чтобы те могли в любое время обратиться к начальству со своими проблемами и идеями, рассказали WSJ источники, знакомые с ситуацией в компании. Именно так теперь строится работа топ-менеджмента в штаб-квартире Google в Маунтин-Вью (штат Калифорния).

Еще один высокопоставленный интроверт – Ян Кук, гендиректор Colgate-Palmolive. Он считает, что именно способность слушать и понимать людей помогла ему подняться по карьерной лестнице. Он начал в 1976 г. простым ассистентом менеджера по продукту и вырос до гендиректора. Впервые Кук стал начальником 10 лет назад. На первом же совещании он понял, что ему трудно выступать перед большими группами подчиненных. «Он много шутил, но все равно выглядел скованным, – вспоминает Рубен Марк, тогдашний гендиректор Colgate-Palmolive. – Кук не смотрел на аудиторию, он упирался взглядом в подиум, на котором стоял». Кук утверждает, что ему пришлось много работать с консультантами и перенимать опыт коллег. «Я должен был научиться выступать перед аудиторией. И я это сделал», – утверждает он.

Конант из Campbell Soup до сих пор волнуется перед каждым выступлением, хотя занимает пост гендиректора с 2001 г. Чтобы успокоиться, он заранее приезжает в конференц-зал и берет с собой коллегу, который уже в этом зале выступал. «Такая тактика повышает мою личную эффективность», – признается Конант.

Русское авось

Первые российские бизнесмены, ставшие собственниками компаний еще в 1990-е гг., были в основном эктравертами – именно они приватизировали государственную собственность, скупали активы и энергично развивали бизнес, считает Иван Мячин, гендиректор «Анкор ТЭК» и психолог по образованию.

Но при всех плюсах у ярко выраженных экстравертов есть один важный недостаток. «Будучи людьми коммуникативными, они больше зависят от мнения других», – говорит он. Кроме того, экстраверты чаще идут на необоснованные риски, не уделяют большого внимания деталям и действуют на авось.

Сейчас, после кризиса, второй уровень топ-менеджмента в компаниях формируют люди с интровертным складом характера, объясняет Мячин: они более четко оценивают ситуацию, просчитывают последствия и снижают риски. Что касается гендиректоров российских компаний, то среди них сейчас примерно одинаковое количество экстравертов и интровертов. «В целом бизнесу нужен взвешенный тип руководителя», – считает он.

Компенсируют недостатки

Георгий Дзагуров, гендиректор компании Penny Lane Realty, считает себя экстравертом и убежден, что в риэлторском бизнесе люди именно с таким типом личности наиболее эффективны. «Мы продаем недвижимость, а это подразумевает постоянное общение с людьми», – поясняет он.

«Мир не черно-белый, и людей, которые являются абсолютными интровертами или экстравертами, очень мало. Обычно эти черты перемешаны в какой-то пропорции», – говорит Сергей Андреев, президент и гендиректор группы компаний ABBYY. Он относит себя к середине этого спектра с небольшим перекосом в экстравертную сторону. Постоянно приходится активно объяснять свою точку зрения окружающим, говорит он.

«Если интроверт умен и ориентирован на карьеру, то он найдет способ компенсировать свои недостатки», – считает Татьяна Готлиб, ведущий консультант и психолог консалтинговой компании Formatta. «Среди моих успешных клиентов примерно половина экстравертов и половина интровертов», – рассказывает Марина Мелия, гендиректор компании «ММ-класс». По ее словам, успех зависит от других факторов. Главные среди них – сильная мотивация и неискоренимый оптимизм. «Оптимизм – это умение увидеть, что от результатов твоей работы многое зависит и есть смысл работать дальше», – говорит Мелия.