Потребительский сектор против экономистов

Топ-менеджер PepsiCo раскритиковал подход ФРС к измерению инфляции. В ФРС с критикой не согласны

Подход ФРС к измерению базовой инфляции без учета цен на продукты и энергоносители не оправдан, раскритиковал регулятора генеральный директор PepsiCo Хью Джонсон. «Именно продукты и сырье являются главными движками инфляции, их исключение искажает картину», – сказал он FT.

Продовольствие в США подорожало в 2010 г. на 3%, топливо – на 30% (данные минтруда США), базовая инфляция составила 1,2% (данные ФРС). Целевой показатель ФРС на этот год – 2%. Эти параметры слишком далеки от реальных цифр, уверен Джонсон. По прогнозам PepsiCo, темп роста цен на сырье составит 8–9,5%, что сильно ударит по потребителям.

В ФРС считают, что базовая инфляция лучше отражает инфляционные ожидания. Если бы ФРС включала продуктовый и топливный компоненты, базовую ставку следовало бы поднять еще в 2008 г., когда экономика пребывала в рецессии, пишет регулятор. Инфляционные ожидания в норме, говорится в апрельском отчете ФРС.

По словам Джонсона, компаниям потребительского сектора приходится сдерживать рост розничных цен, чтобы защитить потребительский спрос от падения. Больше всего страдают от инфляции потребители с доходом менее $70 000, считает Джонсон. Обеспокоены ростом цен и в McDonald’s: компания сообщила, что намерена продолжать увеличивать цены в своих ресторанах, если себестоимость будет и дальше расти. По расчетам компании, себестоимость гамбургера вырастет на 4–4,5% в США и Европе в 2011 г. McDonald’s поднял в марте цены на 1% в США и планирует увеличить их в Китае, в Европе цены пока не менялись. Согласно отчетности McDonald’s, продажи выросли в марте на 3% в США, на 4,9% – в Европе, на 0,5% – в Юго-Восточной Азии. PepsiCo опубликует квартальные результаты в четверг.

Экономисты пока не склонны драматизировать ситуацию: согласно опросу Moody’s, потребительская инфляция вырастет на 2,8% в 2011 г. и замедлится до 1,7% в 2012 г., базовая инфляция будет ниже – 1,3% в 2011 г. и 1,4% в 2012 г. Инфляция остается острой проблемой развивающихся стран (где она составляет 6–8%), в развитых государствах сильного перегрева пока нет, пишут аналитики Morgan Stanley.

Доходы потребительского сектора растут, но из-за роста издержек снижается маржа, считает Питер Янковскис из Oakbrook Investments: «Компании беспокоятся, что инфляция нанесет удар по покупательной способности». Но пока инфляция не сказалась на продажах, отмечает аналитик.