Город на пределе

Финансирование дорожного строительства в Москве может увеличиться в этом году на треть до 300 млрд руб. Большая часть этих денег достанется метро

Вчера московское правительство обсудило программу развития городского транспортного узла на 2012–2016 гг. Мэр Сергей Собянин предложил взять ее за основу, провести общественные слушания и только после этого принять документ. На это он отвел «максимум месяц-полтора».

Документ был разработан НИПИ Генплана на базе транспортной программы всего Московского региона до 2020 г. Он состоит из восьми подпрограмм (общественный транспорт, уличная дорожная сеть, грузовой транспорт, автовокзалы и транспортно-пересадочные узлы, единое парковочное пространство, организация движения транспорта в городе, развитие новых видов сообщения, пешеходная доступность).

По словам Собянина, разработчики программы предлагают увеличить расходы в этом году с 200 млрд до 300 млрд руб.: «Мы выходим где-то на 20% от расходов бюджета. Это серьезные цифры, практически предельные». В первую очередь предлагается увеличить финансирование метро – с нынешних 50 млрд до 100–120 млрд руб. ежегодно в течение ближайших пяти лет (потребность в финансировании до 2017 г. – 410 млрд руб.). На эти деньги планируется построить 85,6 км новых линий, обновить 2000 вагонов, заменить 64 эскалатора и т. д.

Общие расходы программы, подготовленной месяц назад (есть у «Ведомостей»), оценивались в 2,78 трлн руб.: 1,27 трлн – из бюджета Москвы, 148 млрд – из федерального, 746 млрд – внебюджетные источники, еще 614,5 млрд предстоит найти. Насколько они изменились, выяснить не удалось. Самый большой блок работ – развитие улично-дорожной сети (1,458 трлн руб.), сообщил заммэра Николай Лямов. Должно быть построено 474,4 км дорог, 251,4 км боковых проездов основных магистралей, реконструированы боковые проезды по МКАД (187,4 км) и т. д. На реформирование наземного транспорта планируется потратить 121,7 млрд руб. А развивать дорожно-парковочное хозяйство, по мнению чиновников, должны в первую очередь инвесторы: из 633 млрд руб. город выделяет лишь 72 млрд.

Столичные власти наращивают расходы, это опасная тенденция, считает директор Института реформирования общественных финансов Владимир Климанов. Последние поправки в бюджет Москвы увеличили его дефицит почти на 100 млрд до 243,6 млрд руб. Впрочем, благодаря дорогой нефти региональные бюджеты могут рассчитывать на дополнительные доходы. А месяц назад премьер Владимир Путин говорил, что на метростроение может быть потрачено 40–50 млрд руб., вырученных от продажи «Внуково».