Saab уезжает в Китай

Китайская Hawtai Motor решила помочь Saab выбраться из долговой ямы. Она вложит в убыточную компанию 150 млн евро и надеется с ее помощью стать глобальным автопроизводителем

Партнерство Saab с Hawtai – второй случай, когда китайский производитель собирается поучаствовать в спасении известного европейского автоконцерна: в 2009 г. Geely купила у Ford Motor 100% Volvo Cars.

Spyker Saab

Автопроизводитель. акционеры – Виктор Мюллер (25–30%), Mubadala Development Company (15–20%). капитализация – 85,7 млн евро.

Владелец Saab – голландская Spyker Cars и Hawtai Motor Group объявили вчера о подписании соглашения. По его условиям китайцы выкупят в ходе допэмиссии до 29,9% акций Spyker за 120 млн евро и вложат в компанию еще 30 млн евро в виде шестимесячного займа, конвертируемого в акции.

Hawtai поможет Saab проникнуть в Китай, который должен стать для шведской компании «вторым домашним рынком», цитирует Bloomberg гендиректора Spyker Виктора Мюллера. Сделка еще нуждается в одобрении правительств Китая и Швеции, а также Европейского инвестбанка, которые год назад одолжили Spyker 400 млн евро, отметил он.

Деньги помогут Spyker вновь запустить конвейер Saab, который остановился в начале апреля, из-за того что автопроизводителю нечем было платить поставщикам. В прошлом году объединенная Spyker Saab получила 218,3 млн евро убытка при выручке в 819,2 млн евро и продала менее 32 000 автомобилей при плане 45 000 штук. В этом году Saab также не удастся продать 85 000 автомобилей, как она планировала год назад, призналась на прошлой неделе компания.

С начала года Spyker ищет источники финансирования Saab: она договорилась продать своему бывшему совладельцу Владимиру Антонову производство суперкаров Spyker, а также предложила своим кредиторам рассмотреть возможность продажи Антонову производственной площадки Saab (компания продолжала бы арендовать ее). Ответ еще не получен, сказал Мюллер. Кроме того, в понедельник Spyker договорилась привлечь 30 млн евро в виде конвертируемого займа от инвестфонда Gemini Investment Fund Ltd; принадлежащий Мюллеру фонд Tenaci также конвертирует обязательства Spyker на 42 млн евро в ее акции.

Основанная в 2000 г. Hawtai занимается производством кроссоверов, микроавтобусов и легковых автомобилей, в 2010 г. она, по данным J.D. Power, продала 81 439 машин. Но уже к 2015 г. Hawtai намерена стать глобальным автопроизводителем, который сможет выпускать по миллиону автомобилей ежегодно. «Партнерство с Saab даст нам доступ к инновационным технологиям и международной сети продаж, строительство которой самостоятельно заняло бы у нас десятки лет», – приводятся в сообщении Spyker и Hawtai слова вице-президента китайской компании Ричарда Чжанга.

На прошлой неделе правительство Швеции и General Motors, продавшая год назад Saab, но владеющая привилегированными бумагами Spyker на $326 млн, разрешили Антонову купить до 29,9% акций этой компании. Когда может быть совершена эта сделка, Мюллер вчера не сказал, отметив, что пока не решено, будет бизнесмен покупать новые акции или выкупит их у нынешних совладельцев. Представитель Антонова на запрос не ответил.