Человек, который придумал «эМ-Ку»

Яхтинг традиционно считается элитарным видом спорта и формой досуга. Удастся ли предпринимателю Александру Ежкову – идеологу проекта «национальный класс яхт «эМ-Ка» – сделать парусный спорт в России массовым и общедоступным?
А.Коноплев

Идея создания национального класса парусных яхт «эМ-Ка» неспроста пришла в голову Александру Ежкову – владельцу курорта «Пирогово», заядлому яхтсмену, мастеру спорта международного класса (МСМК), участнику нескольких трансатлантических регат и парусных гонок по всему миру. Он убежден, что в жизни из достойных внимания увлечений главные – гольф и яхтинг. И мечтает вовлечь в парусное движение всех, до кого сможет дотянуться.

А для этого нужна легкая, простая в управлении и доступная по цене лодка, которую можно было бы штамповать десятками. Такой парусной яхты в современной России, по словам Ежкова, не было. И он ее придумал.

Ежков рассказывает, что во всех парусных странах – и во Франции, и в Англии есть свои национальные классы очень популярных швертботов-троек. В России эта ниша была свободна. Но не для продвижения бизнес-проекта, а именно для возможности построить лодку с нуля, создать собственный российский национальный класс. «Мне хотелось сделать что-то настоящее, интересное и позитивное. Я вложил в этот проект $2,5–3 млн, не просчитывая возврат этих инвестиций», – подчеркивает Ежков.

Вместо дров

В СССР швертботы-тройки класса «М» – мореходные, с трапецией – были самыми массовыми и популярными парусными лодками, строились за счет госбюджета и поставлялись в яхт-клубы. Флот тех яхт по стране доходил до 5000 вымпелов (штук). «На них активно гонялись по всей стране. И из этого класса вышло много толковых профессиональных гонщиков», – рассказывает Николай Водяницкий, президент Ассоциации национального класса яхт «эМ-Ка». Но в конце 80-х гг. государство инвестиции в парусный спорт прикрыло – было не до того. И за 20–25 лет все те швертботы «превратились в дрова». «Боеспособных вымпелов осталось штук двадцать, размазанных по клубам страны», – прикидывает Водяницкий.

Написали техническое задание, привлекли конструкторов, дизайнеров и технологов. И буквально через два месяца первый макет «эМ-Ки» уже был готов. Еще спустя пару месяцев после доработок швертбот спустили на воду.

«Получилась современная лодка, даже более универсальная, чем планировали, – рассказывает Ежков. – У нее интересные современные обводы, она позволяет глиссировать, а конструктивные особенности корпуса – бортики – позволяют и новичкам на откренах чувствовать себя более уверенно». У лодки минимум веревок и настроек. Абсолютные новички через 2–3 практических занятия уже могут самостоятельно принимать участие в регатах.

Нацпроект

Первую «эМ-Ку» спустили на воду в апреле 2008 г. А уже осенью 2008 г. провели первый чемпионат России в классе, в котором участвовало 14 лодок.

«Это действительно абсолютно российский проект – спроектирован, производится и культивируется именно в России. И интересен тем, что на этих швертботах могут гоняться и начинающие, и профессионалы, – считает Валерий Пильчин, МСМК, директор яхт-клуба «Спартак». Пильчин говорит, что «эМ-Ку» не стоит сравнивать с другими спортивными парусниками. И что если Ежкову с коллегами действительно удастся продвинуть «эМ-Ку» в регионы – в Калининград, на Волгу и Азов, у проекта появятся большие перспективы.

«По правилам класса запрещено вносить в лодки конструктивные изменения, менять паруса, мачты. «Чтобы не устраивать гонку вооружений и вложений, – смеется Ежков. – Все лодки – и частные, и чартерные – должны быть одинаковыми. Именно монотипность лодок – самое интересное в гонках».

За два сезона в пироговской парусной школе «7 яхт» прошли обучение около 200 человек, из них 100 постоянно участвуют в мероприятиях, утверждает Ежков.

По ценам с сайта стоимость обучения такова: теоретический курс – 20 000 руб., обучение на воде – одно занятие, два часа для экипажа из трех человек – 5000 руб. Для получения прав необходимо пройти минимум восемь занятий.

Такой комплексный подход Александр Рыскин, шеф-редактор журнала «Капитан-клуб», сам увлеченный яхтсмен, хотя пока и не гонявшийся на «эМ-Ках», считает очень удачным. «Обучение управлению парусными швертботами и парусными яхтами позволяет увеличить в России количество людей, живущих осмысленно. Это действительно может стать массовым явлением. Лодки относительно недорогие. А массовое увлечение в дальнейшем может способствовать и развитию малых судостроительных верфей в России», – заглядывает в будущее эксперт.

По Сеньке ли шапка

По словам Ежкова, аналогичные французские, английские и итальянские швертботы национальных классов обходятся владельцам примерно в 25 000 евро. Их импорт в Россию к этой цене добавит еще более трети. Ежков – монополист и отдавать свой проект ни в чьи руки не торопится. Хотя, по его словам, такие желающие есть. Сейчас в наличии 54 лодки, и базируются они в пяти городах России – Москве, Ростове-на-Дону, Таганроге, Твери, Санкт-Петербурге, а также в Минске. Шесть лодок – в собственности яхт-клуба «Пирогово» и сдаются в аренду всем желающим, остальные лодки – в частной собственности.

«Динамики такого развития в отдельном классе нет и не было. Первую «эМ-Ку» продали зимой 2009 г. К концу этого сезона флотилия вырастет до 65 вымпелов», – утверждает предприниматель.

«Готовность Ежкова инвестировать в проект собственные средства позволяет нам сначала строить флот, а потом его продавать, – говорит Водяницкий. – Все уже привыкли, что лодку, катер или яхту надо заказывать и ждать много месяцев. Мне же нужно всего два часа для того, чтобы снарядить и спустить на воду покупателю новую «эМ-Ку», это подкупает многих».

По мнению Пильчина, привлечение новых покупателей зависит в том числе и от того, насколько интересные мероприятия будут проводиться для этого класса.

«В сезон у нас каждые выходные гонки, – говорит Ежков. – Собирается по 20–30 экипажей. В ближайший уикенд на регату «Блондинка за рулем» соберется весь цвет парусного спорта. Но, конечно, стартовые взносы участников расходов на организацию не покрывают». По словам Ежкова, на праздник он дополнительно из собственных средств тратит около $50 000.

«Пока до массовости парусному спорту в России еще далеко, и «эМ-Ки» не настолько доступны по цене для многих, – считает Александр Маркаров, МСМК, командор яхт-клуба «Аврора». – Но уже само количество лодок, которое Ежкову удалось меньше чем за три года спустить на воду, позволяет говорить о том, что идея востребована».

Ложка дегтя

«Проект «эМ-Ка» – скорее политический, чем спортивный, и свою основную задачу выполнил – способствовал избранию нового президента Всероссийской федерации парусного спорта (ВФПС) Дмитрия Зеленина. С технической и спортивной точки зрения «эМ-Ку» можно назвать парусной лодкой только потому, что она несет паруса. Все остальное – воинствующая профанация», – считает яхтенный конструктор Александр Тараненко, МС СССР по парусному спорту, руководитель верфи, выпускающей парусные яхты под торговой маркой «Алекстар».

Тараненко говорит, что ему предлагали участвовать в проекте, но он, ознакомившись с техническим заданием, отказался – просчеты были видны уже на бумаге. Наблюдал Тараненко и за испытаниями «эМ-Ки». «Любой массовый швертбот должен быть простым и безопасным, а это изделие невозможно поставить на ровный киль силами экипажа без посторонней помощи», – описывает Тараненко одну из главных проблем лодки. Проект раскручивается среди людей, увлеченных парусом, но с маленьким кругозором и опытом, пользуясь тем, что больше сажать не на что.

«А я за «эМ-Ку», собственно, как и за «Алекстар», «Лазер», «Дракон» и за любой класс, у которого есть реальные рыночные перспективы расти вширь и увеличить количество людей, которые болеют яхтингом», – улыбается Рыскин.

«Уникальность проекта национального класса «эМ-Ка» в том, что впервые в России создан класс монотипичных яхт в 50 корпусов с хорошим календарем и высоким уровнем организации событий, – поясняет Оскар Конюхов, исполнительный директор ВФПС. – Парусный спорт, как любой другой спорт, конкурирует за аудиторию, спонсорские бюджеты, внимание СМИ. В современных условиях шансы на успешную реализацию проекта есть только у организованного события. Гоночную яхту никто не покупает просто так – всех интересует, что с ней делать дальше. В этом смысле проект национального класса предлагает все условия: мобильный флот, регулярные соревнования, интересное сообщество людей, увлеченных парусом».