Чем занимается менеджер по краудсорсингу

Странная специальность – менеджер по краудсорсингу – попала в список самых востребованных профессий ближайшего будущего, составленный HeadHunter по заказу «Ведомостей». Рекрутеры отрицают ее существование, российские компании не хотят о ней говорить. Но расследование газеты показало: такие специалисты есть, хотя всеми силами избегают публичности

Менеджер по краудсорсингу – специальность новая и даже экзотическая: таких вакансий единицы и размещают их в основном западные компании, рассказывает Юрий Вировец, президент HeadHunter. Крупные кадровые компании Manpower и «Анкор» признаются, что еще никогда не получали заказов на подобных специалистов, более того, о таких на рынке вообще не слышали.

Тем не менее корреспондент «Ведомостей» нашел на сайте habrahabr.ru человека, который называет себя «менеджер проекта Crowdsourcing», а в графе «профессиональные навыки» пишет: «краудсорсинг – многолетний опыт развития групп, разделов, направлений на ресурсе rutracker.org». Выяснилось, что менеджер работает в одной интернет-компании, которая делает проект на основе контента, формируемого пользователями. Дать комментарии краудсорсер согласился только на условиях полной конспирации, объяснив свою позицию следующим образом: понятие краудсорсинга возникло с приходом цифровой эпохи, в интернете полно краудсорсинговых проектов, причем к ним можно причислить и такие известные, как Facebook, «В контакте», YouTube, LiveJournal. «Их создатели никогда не назовут эти проекты краудсорсинговыми – и понятно почему: они не хотят напоминать пользователям, что всем своим успехом обязаны именно их бесплатному труду. Поэтому я и не раскрываю вам названия компании, в которой работаю. Зачем ей отрицательный PR?» – сказал собеседник газеты. Про себя менеджер-краудсорсер говорит только, что ему 26 лет, у него гуманитарное образование, к стабильному заработку он стремится меньше, чем к интересной работе: «На краудсорсинге заработать можно, но это сложно и рискованно. Хотя результат может превзойти все ожидания».

Построить любителей

Один из самых ярких мировых примеров краудсорсинга – проект американской компании по производству футболок Threadless в Чикаго. Каждую неделю компания получает сотни рисунков с дизайном футболок от любителей и профессиональных художников, публикует их на сайте, а пользователи выбирают лучшие. По результатам конкурса в производство запускается от четырех до шести наиболее популярных дизайнов еженедельно, а победители получают $2000 и различные призы. Но самая важная награда – это появление на этикетке каждой футболки Threadless, запущенной в серийное производство, имени ее разработчика.

По мнению Андрея Рябых, гендиректора интернет-компании WebMaster.Spb и эксперта по инвестициям в интернет, краудсорсинг позволяет продавать именно то, что необходимо целевой аудитории, но результат во многом зависит от управляющего менеджера и его умения работать с интернет-сообществом. «Все формы краудсорсинга нуждаются в пристальном внимании и опытных лидерах, что требует времени и денег. За самыми эффективными проектами стоят управленцы, которые несут ответственность за проект, способны управлять интернет-сообществом и добиваться позитивного результата», – пишет в своей электронной книге «И всех озарил свет: букварь краудсорсинга» (Everyone is illuminated: a primer on crowdsourcing») аналитик в сфере цифровых стратегий Рик Либлинг.

Должности нет

В России многие компании в той или иной мере следят за реакцией пользователей на их продукт, но вряд ли станут создавать отдельную должность менеджера по краудсорсингу, говорит Вировец. В большинстве случаев подобными вещами будут заниматься менеджеры по маркетингу, получая при этом свою обычную зарплату, добавляет он. «У нас краудсорсинговые проекты есть, но они не закончены и непубличны», – признается Ксения Рыжкова, директор департамента маркетинга и рекламы агентства по интернет-маркетингу «Ашманов и партнеры».

Компании не хотят афишировать краудсорсинговые проекты, потому что основная заслуга в их развитии принадлежит пользователям, а отсюда следует закономерный вывод, что им принадлежит право на участие в управлении и получении дохода от ресурса, замечает тайный собеседник «Ведомостей».

Зато крупные западные корпорации о краудсорсинге рассказывают охотно. Владимир Габриель, руководитель экспертной группы Microsoft в России, напомнил об обсуждении программы Windows 7, которое компания организовала в интернете в 2009 г. еще на стадии разработки продукта. В результате программу опробовали миллионы людей по всему миру, в том числе 220 000 российских пользователей, и все высказали пожелания по ее поводу. Компания учла требования пользователей в окончательной версии программы.

Закономерным продолжением проекта стало открытие ресурса Microsoft Answers, где пользователи получили возможность обсудить уже готовый продукт Windows 7 и задать вопросы сообществу по другим продуктам, рассказывает Наталья Болдырева, директор департамента стратегических проектов Microsoft в России, которая тоже пользуется инструментами краудсорсинга. «Компании, работающие в сфере высоких технологий, не могут использовать только инструменты классического маркетинга для изучения и потребностей пользователей. Мы должны идти на шаг впереди», – говорит она.

По словам Габриеля, таких проектов у компании много. Но в Microsoft тоже нет отдельной должности менеджера по краудсорсингу: его работу выполняют разные группы специалистов.

Обязанности известны

Несмотря на отсутствие в Microsoft должности менеджера по краудсорсингу, Габриель четко называет обязанности краудсорсера в компании. Первое – это умение сформулировать привлекательную задачу для интернет-сообщества и заразить людей желанием творить в определенном направлении. Второе – способность привлечь людей и обеспечить им фронт работы. Третье – показать, как это реализуется в действии, чтобы люди захотели работать на компанию и в следующий раз.

У Рябых из WebMaster.Spb тоже нет такой должности в компании, но он точно знает, за что платил бы краудсорсеру зарплату. По его мнению, заработок такого специалиста складывается из трех составляющих: 1) количество новых идей; 2) количество денег, сэкономленных компанией в результате работы краудсорсера; 3) добавленная стоимость бренда или компании, полученная в результате краудсорсинга.

Более скептически настроен тайный собеседник «Ведомостей»: «Об этой профессии говорить рано, потому что не сформировалось общепринятое понимание ее задач. В компаниях такая функция может быть у маркетолога, пиарщика, менеджера по продажам и даже у гендиректора. Если же появится отдельная должность, то ее назовут не менеджером по краудсорсингу, а как-то иначе, более благозвучно».

Запросы на подбор специалистов еще не известных российскому рынку профессий обычно поступают от западных компаний, констатирует Марта Годзина, консультант по подбору персонала направления «Маркетинг, реклама и PR» кадрового холдинга «Анкор». Столкнувшись с отсутствием таких специалистов на российском рынке, компании часто сами обучают профессии своего сотрудника. Со временем готовые специалисты выходят на рынок труда, и появляется новая профессия. Так уже произошло со специалистами по продвижению в социальных сетях, так может произойти и с краудсорсерами, заключает Годзина.