Кто кормит «Аэрофлот»

Как стало известно «Ведомостям», больше половины всех «транссибирских роялти» «Аэрофлоту» платят две компании – Air France и Lufthansa. В прошлом году они отдали перевозчику как минимум 3,2 млрд руб. за право летать из Европы в Азию через Россию

Доходы «Аэрофлота» по компенсационным соглашениям [с иностранными авиакомпаниями] в 2010 г. составили 6,04 млрд руб., на 10,4% меньше, чем в 2009 г., говорится в заключении ревизионной комиссии об итогах проверки деятельности «Аэрофлот» за прошлый год (копия есть у «Ведомостей»; документ подготовлен для собрания акционеров). Спад обусловлен сокращением числа рейсов, выполняемых авиакомпаниями, отмечается там же.

Слон авиации. Виталий Савельев

Гендиректор «Аэрофлота». «Я вам ответственно заявляю, что «Аэрофлот» проживет без транссибирских роялти. Нас оценивают аналитики: если бы они видели, что забери роялти – и компания – банкрот, то стали бы они давать нам рейтинг BB+? <...> Почему «Аэрофлот» получает больше всех? Но мы и больше всех. Слон больше всех ест, потому что он слон. Его нельзя сравнивать с кабанчиком каким-нибудь». Интервью «Ведомостям», ноябрь 2010 г.

«Аэрофлот»

авиакомпания. Пассажиропоток (2010 г.) – 11,3 млн чел. Акционеры – 51,2% у государства. Капитализация – $2,8 млрд. выручка (2010 г.) – $3,85 млрд. чистая прибыль – $346 млн.

Речь идет о так называемых транссибирских роялти, сумма которых формируется из нескольких статей. Больше половины – 3,2 млрд руб. – приходится на доходы от передачи «Аэрофлотом» не используемых им частот (число рейсов) по транссибирскому маршруту, отмечается в кратком отчете по результатам аудита авиакомпании за 2010 г. Документ тоже подготовлен к собранию акционеров (копия есть у «Ведомостей»), и из него следует, что всю эту сумму перевозчику в 2010 г. заплатили две компании – Air France и Lufthansa. Причем первая, партнер «Аэрофлота» по глобальному авиаальянсу Sky Team, за право летать из Франции в Японию и Южную Корею через воздушный коридор над Россией отдала 2,3 млрд руб.

Транссибирские роялти появились в 1960-х гг. Считается, что именно благодаря им «Аэрофлот» прибылен. В апреле 2009 г. новый гендиректор авиакомпании Виталий Савельев заявил, что будет «избавляться от этого наркотика», правда, пока отчисляет лишь часть платежей. Из 6 млрд руб., полученных в 2010 г., он перечислил «на помощь отрасли» 2,5 млрд руб., следует из документов (примерно такие же суммы отчислялись и в прошлые годы). В итоге у перевозчика осталось 3,5 млрд руб. (или $126 млн по вчерашнему курсу), а это почти треть чистой прибыли «Аэрофлота» по МСФО за 2010 г. А ведь кроме этих платежей «Аэрофлот» получает доходы от «пульных соглашений» с назначенными перевозчиками (в 2010 г. – 8,7 млрд руб.).

Роялти – политический вопрос, перевозчик не имеет права вмешиваться, говорит представитель Lufthansa. Остается платить, тем более что лучше маршрута из Европы в Азию нет, указывает он: вряд ли кто-то из пассажиров согласится лететь из Токио во Франкфурт 20 часов через Северный полюс [путь через Сибирь почти вдвое короче]. Для Lufthansa платеж в 22 млн евро мало ощутим при EBITDA в 2 млрд евро в сегменте пассажирских перевозок. А вот у Air France этот сегмент показал убыток – 44 млн евро; получить комментарии перевозчика не удалось. Представитель «Аэрофлота» от них отказался.

Евросоюз долго, и пока безрезультатно пытается договориться с правительством России об отмене «рялти». В прошлом ноябре европейские чиновники – похоже, отчаявшись, – направили письма Германии, Франции, Австрии и Финляндии, где указали, что существующие соглашения с Россией по «транссибирским роялти» нарушают законы ЕС и их следует пересмотреть. Никакого продолжения эта инициатива не получила. Есть предварительная договоренность, что Россия пойдет на уступки после вступления в ВТО