Щедрый перевозчик

Прошлогодние успехи Первой грузовой компании (ПГК) положительно сказались и на ее руководстве: их доходы выросли в 1,7 раза до 144,4 млн руб.

В прошлом году ПГК (100%-ная «дочка» РЖД) показала рекордный рост чистой прибыли – в 4,5 раза к уровню 2009 г., до 19,9 млрд руб., говорится в отчете компании по МСФО. Выручка увеличилась на 44,5% до 103,5 млрд руб. А EBITDA оператора, по расчетам аналитика «Ингосстрах инвестиций» Евгения Шаго, выросла почти вдвое, составив 32,03 млрд руб. В итоге рентабельность по этому показателю – 31%. Для сравнения: у другой «дочки» РЖД – «Трансконтейнера» –18%, а у частной Globaltrans – 28,5%. При этом долговая нагрузка ПГК – всего 6 млрд руб., указывает Шаго.

Исправленная версия. Первоначальный опубликованный вариант можно посмотреть в архиве Ведомостей (Смарт-версия).

Серьезный рост показателей достигнут «на фоне общего оживления экономики», за счет роста объема погрузки (более чем на 30%), размера парка в управлении и расширения клиентской базы, приводятся в сообщении ПГК слова ее гендиректора Игоря Асатурова.

ПГК учреждена в 2007 г. путем выделения подвижного состава из РЖД в отдельную компанию. Сейчас она крупнейший железнодорожный оператор России, имеет в управлении 235 172 вагонов (22% от общего парка страны; данные с сайта ПГК). Только в 2010 г. компания потратила свыше 19 млрд руб. на покупку вагонов, что в 3,5 раза больше, чем годом ранее, говорится в отчете. Значительная часть суммы – 15 млрд руб. – пошла на полувагоны. И обновление парка логично: его износ составляет 15-30 лет.

Бонус руководителям

Финансовые успехи ПГК отразились и на доходах персонала. Статья «зарплата и социальные отчисления» выросла на 60% до 4,5 млрд руб., говорится в отчете (в компании, по ее данным, работает 3800 человек). Туда же включены вознаграждения для ключевого управленческого персонала – а именно для 12 человек, – которые выросли по итогам 2010 г. в 1,7 раза до 144,4 млн руб. (до выплаты подоходного налога). Речь идет о членах совета директоров ПГК (их девять, семь – менеджеры РЖД), гендиректоре ПГК и его первых заместителях, уточняет представитель компании.

В среднем на каждого управленца получается по 12 млн руб. Правда, сколько пришлось на менеджеров, а сколько – на членов совета, неизвестно. В отчете ПГК за I квартал по РСБУ говорится, что выплаты директорам в 2010 г. составили 8,34 млн руб. на всех. Но там же отмечается, что вознаграждение делится на две части – за участие в заседаниях и годовое (выплачивается после собрания акционеров в месячный срок). Что учтено для директоров в отчете по МСФО – будущий резерв всех выплат или только физические доходы в 2010 г. – представитель ПГК не уточнил.

В любом случае ПГК выглядит «очень неплохо», отмечает Шаго, что актуально перед предстоящей продажей 75% ее акций (торги ожидаются в III квартале). И компания не в первый раз демонстрирует щедрость: недавно стало известно, что она заплатит за 2010 г. главному акционеру РЖД рекордные дивиденды в 10 млрд руб.