Газ за одежду

К 2020 г. Китай станет крупнейшим внешнеторговым партнером России с оборотом взаимной торговли в $200 млрд, надеется Дмитрий Медведев

Россия и Китай планируют повысить товарооборот с $60 млрд до $100 млрд к 2015 г. и до $200 млрд к 2020 г., сказал президент Дмитрий Медведев по итогам переговоров с председателем Госсовета КНР Ху Цзиньтао (цитаты по kremlin.ru). Долгосрочная цель сравнима с объемом всей внешней торговли России за январь – апрель ($245,1 млрд, данные ФТС). Если расчеты Медведева сбудутся, Китай станет крупнейшим внешнеторговым партнером России. По итогам 2010 г. КНР занимал первое место среди импортеров ($39 млрд), но уступал по показателю экспорта из России Германии ($20,3 млрд против $25,1 млрд).

«Удовлетворены ли мы тем, как выглядит товарный оборот сегодня? Это вопрос риторический: и да и нет», – сказал Медведев, признав, что нужна диверсификация. На переговорах шла речь об инвестициях китайских компаний в «Сколково», но четких договоренностей нет, отметил российский чиновник, участвовавший в переговорах. Рассуждая о перспективах сотрудничества с КНР, главный акцент Медведев сделал на договоренностях о поставках газа в КНР (см. статью на стр. 13).

Товарооборот России с КНР с 2000 г. вырос в 7,5 раза. Страны – крупнейшие партнеры в группе BRICS, отмечают аналитики Goldman Sachs: торговля России с Индией в 7 раз меньше, чем с КНР. По данным ФТС, главные статьи российского экспорта в Китай – нефть и нефтепродукты ($10,2 млрд), древесина ($2,1 млрд) и рыба ($892 млн). Самые крупные позиции импорта – одежда, обувь, зонты и солнцезащитные очки ($4,2 млрд) и изделия из черных металлов ($1,3 млрд).

Расширение торговли с Китаем базируется на росте торговли нефтегазовыми ресурсами, прорыв в диверсификации и высоких технологиях маловероятен, считает Леонид Гусев из Центра аналитического мониторинга МГИМО. В общей структуре российской внешней торговли на КНР приходится лишь 10%, главным партнером нашей страны являются страны ЕС – 48,1% (данные ФТС). «Китай – это подстраховка для основных рынков сбыта России, и если будет идти переориентация торговых потоков в сторону Азии, то очень медленными темпами», – считает Гусев.