Компании оценили выгоды волонтерского движения

Волонтерское движение компаниям очень выгодно: оно не просто приносит доброе имя, но и повышает лояльность сотрудников, выяснили эксперты Клуба корпоративных филантропов, допросив с пристрастием более 30 представителей бизнеса

Мощное развитие корпоративного волонтерства наметилось после кризиса 2008 г. – компании в первую очередь сокращали расходы на благотворительность и социальную деятельность, а волонтерство больших затрат не требовало, но добавлялось в КСО, – говорит Руслан Абдикеев, генеральный директор лаборатории социальных инноваций «Клаудвочер». – А сейчас бизнес все лучше осознает выгоду волонтерских программ».

«Благодаря корпоративному волонтерству компания, безусловно, укрепляет свою репутацию как среди сотрудников, так и в местном сообществе, а также использует сотрудников для продвижения идеи благотворительности внутри компании», – рассказывает Елена Журавлева, руководитель социальных проектов авиакомпании «Трансаэро», в которой с 2008 г. реализуется стратегическая программа корпоративного волонтерства «Путешествие в страну «Трансаэро».

Спустили сверху

«У нас корпоративное добровольчество имеет длинную историю, ведь Ситибанку почти 200 лет, – говорит Татьяна Авраменко, менеджер по работе с общественными организациями Citigroup. – В России корпоративное добровольчество стало активно развиваться с 2006 г., когда Ситибанк взял на себя добровольное обязательство провести день волонтера во всех странах присутствия компании (более 140 стран)».

«В западных компаниях это явление уже «зашито» в корпоративную культуру, спускается в российские подразделения по разнарядке и здесь поддерживается, – полагает Абдикеев. – В российских компаниях пока волонтерства практически нет, и такие компании, как «Уралсиб» и «Трансаэро», скорее исключения».

Есть программы корпоративного волонтерства и в «Дойче банке» в России и СНГ, и в «Амвэй», и в «Эксонмобил раша инк».

«У нас корпоративное добровольчество – одна из основополагающих платформ системы КСО, которой уделяется большое внимание, – отчитывается Полина Власова, специалист департамента по связям с общественностью Intel в России. – Российские компании хотя уже и убеждены, что корпоративное волонтерство – эффективный инструмент КСО, но пока лишь начинают внедрять подобные программы».

«Компания находится в стадии принятия решения по внедрению подобных программ, – говорит Александр Робул, координатор по КСО ОАО «Пивоваренная компания «Балтика». – Сама идея добровольчества связана с КСО напрямую, так как сотрудники входят в круг стейкхолдеров компании и их лояльность важна».

«Организованное волонтерское движение во Внешэкономбанке (ВЭБ) началось в 2008 г., – рассказывает Сергей Носков, директор дирекции по обеспечению банковской деятельности ВЭБа. – Этому процессу предшествовал тщательный анализ международных и российских инициатив в области КСО, который показал, что важным аспектом, характеризующим новый подход компаний к реализации внешней социальной политики, является вовлечение сотрудников в благотворительную и волонтерскую деятельность».

Выбирают сами

«Важно дать людям выбор – помогать детям, старикам, бездомным животным или убирать мусор», – говорит Ирина Платонова, руководитель социальных программ «Амвэй».

«Приоритетные направления корпоративного волонтерского движения мы определили по результатам опроса, выявившего пожелания и предпочтения сотрудников банка», – рассказывает Носков. Ими, по его словам, стали поддержка незащищенных слоев населения – воспитанников детских домов, инвалидов, пенсионеров, оказание помощи жертвам катастроф и военных конфликтов, защита исторического и культурного наследия, окружающей среды.

«Скажу честно: когда сотрудники обратились к нам с инициативой организовать корпоративное волонтерское движение, мы отнеслись к этому с некоторой долей скепсиса, – признается Носков. – Но на деле результаты превзошли все ожидания. Поверьте, люди открыты для добрых дел, надо только дать им возможность реализоваться. Можно без преувеличения сказать, что участие в волонтерской деятельности не менее эффективно для командообразования, чем дорогостоящие тренинги».

«Для нас корпоративное волонтерство – в первую очередь инструмент внутренних коммуникаций и вовлечения сотрудников, – рассказала Анна Машнинова, специалист по внутренним коммуникациям DHL. – Это и адаптация новых сотрудников, которые с помощью волонтерских мероприятий легко находят друзей в различных отделах, и элемент тимбилдинга. Но самое главное – что, поддерживая волонтерство в компании, мы показываем, каких качеств ждем от наших сотрудников: ответственности, готовности прийти на помощь, неравнодушия. Именно эти качества особенно ценны в сфере услуг».

Бесплатные профи

«Чистить и красить» – это самая распространенная на сегодняшний день форма волонтерства. Везде. Не только в России, – говорит Татьяна Задирако, директор БФ «Дорога вместе». – Но тенденция оказания профессиональных услуг НКО (pro bono) сейчас на взлете».

Бухгалтерское бюро «Ажур», открытое как экспериментальная площадка с целью приобретения студентами навыков учетной работы, оказывает бесплатные услуги по консультированию граждан и заполнению деклараций для предоставления в налоговые службы.

Уже второй год еженедельно сотрудники УК «Арбат капитал» – аналитики по макроэкономике и отраслевым рынкам, специалисты по математическим моделям, трейдеры и профессиональные управляющие активами – приходят к студентам Высшей школы экономики и учат их работать в условиях фондового рынка с реальными активами стоимостью 1 млн руб.

«Для нас это возможный рекрутинг и PR, к тому же просто было интересно попробовать, что из этого получится, – говорит Анна Пузей, руководитель департамента маркетинга и PR «Арбат капитала». – К тому же в определенном возрасте у любого человека появляется потребность делиться опытом, что и делают наши сотрудники».

Бесплатно преподавать в вузах с нового учебного года будут и специалисты компании LogistiX. «Сейчас мы занимаемся разработкой учебного плана, в который войдет курс лекций и практических занятий в сфере логистики, автоматизации складских бизнес-процессов, систем управления складом и применения передовых технологий в этих областях. Причем основной упор будем делать на практических реалиях современного бизнеса на примере конкретных предприятий и реализованных нами проектов, – рассказывает Дмитрий Блинов, технический директор компании LogistiX. – Молодые специалисты, обладая серьезной теоретической базой, на практике зачастую ее применить не могут, и мы хотим восполнить этот пробел. Для студентов это дополнительные знания и навыки и серьезный плюс при приеме на работу. Для нас и для рынка это возможность принимать на работу более подготовленных специалистов».