С песней в увольнительную

Московская филармония завершила сезон, исполнив веселую оперу Доницетти «Дочь полка»
С.Портер

Истошные вопли московских меломанов оглашали Концертный зал им. Чайковского до позднего вечера: счастливая публика не желала отпускать никого из участников столь удачного концерта, и в особенности главную героиню вечера Патрицию Чьофи.

В Москве певицу не то чтобы не знали: на моей памяти она приезжает уже третий раз. Однако до сих пор она выступала в ролях всецело серьезных, представляя увядающую Виолетту в «Травиате» или сокрушенную роком Джульетту в «Монтекки и Капулетти». Те выступления были убедительные, но оба раза чего-то не хватало. Теперь мы поняли чего – веселья.

Патриция Чьофи в самом деле мастерица очень широкого плана и весьма обширного репертуара. Но ей особенно идут те роли, где она может смешать краски, показать себя разной, блеснуть диапазоном возможностей, – такие, как Мария в «Дочери полка». Героиня здесь то и дело появляется под новым углом зрения, в новой оптике – то она трогательное дитя, то романтично влюбленная девица, то кривляка, то боевая бабенка, то простушка среди аристократов, а то – это как посмотреть – и особа с небезупречным прошлым.

Опера «Дочь полка» Доницетти – комический вариант его же «Лючии ди Ламмермур», та же история с выданьем замуж за нелюбимого в отсутствие любимого, вся разница в том, что здесь бравому Тонио удается появиться в доме до того, как брачный контракт подписан, а не после. Но если Лючия гениально написана одной краской, то Мария – воплощение пестроты. Патриция Чьофи с восторгом купалась в этих переливах красок, и не только актерски – а давно замечено, что оперные певцы свободнее чувствуют себя как актеры именно в контексте концертного исполнения, а не театрального спектакля, – но и вокально. Голос Чьофи, немалого объема в столь щуплом теле, звучал чувственно и свободно, наполненно внизу и легко залезая на верхнюю полку.

Не впервые партнером Чьофи стал Сергей Романовский – в перерыве между совместными московскими выступлениями молодой тенор сделал международную карьеру и теперь по праву уверенно ведет себя в амплуа любимца публики. Голос его ярок, летуч, но еще не вполне свободен. Впрочем, все девять «до», где положено, он спел – и даже бисировал. Помарок не было, точность соперничала лишь с обаянием, чрезмерно открытым и слегка простоватым, – но это и отвечало роли недальновидного тирольца, согласного записаться в солдаты ради того, чтобы жениться на дочери полка.

Счастью влюбленных должна помогать одна сила и мешать другая: в первом качестве в опере фигурирует старый солдат, во втором – маркиза. За работу этих функций отвечают комики: Саймон Бэйли и Елена Цилио превосходно оттенили каждого из главных героев и их дуэт. Эти двое – новенькие на московской сцене, но, кажется, мы их успели полюбить.

Старый знакомый – Лучано Акочелла, под чьим управлением опера шла задиристо и легко. Идеальное понимание ансамбля и стиля дирижер сообщил оркестру Московской филармонии и хору Льва Канторовича: хоры и марши с барабаном и тарелками получились столь же фундаментальными, сколь и арии или дуэты.

Оперу пели по-французски: ведь Доницетти написал ее для парижской «Опера комик» с обязательными для жанра разговорными диалогами. Кроме пения артисты продемонстрировали еще и раскатистую театральную французскую декламацию. Ни одного француза между тем среди них не было, все больше русские да итальянцы. Этому есть объяснение – оперу «Дочь полка» нам исполнили под грифом года Италии в России. Однако же не покидало ощущение, что все еще продолжается год Франции.