Испугались поглощения

Японская Suzuki недовольна созданным полтора года назад альянсом с Volkswagen (VW) и даже думает найти себе нового партнера

С момента заключения соглашения об альянсе Suzuki и VW в декабре 2009 г., когда немецкий автоконцерн получил 19,9% японской компании, а та стала владельцем 2,5% VW (сделка оценивалась в $2,5 млрд), компании так и не приступили к сотрудничеству ни по одному из проектов, заявил исполнительный вице-президент Suzuki Ясухито Хараяма. «Мы чувствуем, что нам нужно вернуться в исходную точку, включая вопрос о коэффициентах владения [в капитале друг друга]», – отметил он.

Suzuki хотела получить доступ к технологиям разработки дизельных и гибридных двигателей VW. А немецкий автоконцерн – использовать опыт Suzuki в производстве микролитражных автомобилей и укрепить положение в Индии, где подконтрольная японцам Maruti Suzuki занимает около половины рынка.

Suzuki «не станет 12-м брендом VW», подчеркивал президент компании Осаму Судзуки. Однако в действиях VW японцы усмотрели именно такую угрозу. Так, в годовом отчете немецкий автоконцерн назвал Suzuki «связанной компанией», где он может оказывать «существенное влияние на принятие финансовых и операционных решений». Формулировка возникла из-за требований МСФО, оправдывалась VW. Но японцы, похоже, не поверили. «Понимание того, что мы независимые компании и равные партнеры, – абсолютно необходимая предпосылка для любой кооперации», – отметил Хараяма в понедельник. По словам топ-менеджера, Suzuki может создать новые альянсы. Например, подобные партнерству с Fiat для поставки ее дизельных двигателей для кроссовера Suzuki SX4 (о чем компании договорились в июне).

VW довольна сотрудничеством с Suzuki и не планирует снижать долю в ней, компании останутся независимыми, уверяет представитель VW. Однако в июне источник Spiegel в германской компании отмечал, что партнерство с Suzuki принесло «настоящее разочарование». А предправления VW Мартин Винтеркорн говорил о затруднениях из-за «культурных различий». Вдобавок ключевой для VW и Suzuki индийский рынок стал замедляться. А июньские продажи Maruti Suzuki сократились на 6% к прошлогоднему уровню из-за дефицита автокомпонентов, вызванного мартовским землетрясением в Японии.

Сам факт того, что японцы, не склонные к публичной критике, выступают с такими заявлениями, доказывает, что альянс VW и Suzuki испытывает серьезные проблемы, констатирует аналитик франкфуртской инвесткомпании Metzler Equities Юрген Пипер. Нет никаких свидетельств, что между компаниями действительно существуют долгосрочные партнерские отношения, считает эксперт.