Формат для Банка Москвы

Банк Москвы будет развиваться с акцентом на его технологичность, а целевой аудиторией станут средний бизнес и розница, а также столичное правительство и его подрядчики, рассказали менеджеры банка

«Высокотехнологичные сервисы и автоматизация процессов важны при обслуживании массовых сегментов – розницы и малого и среднего бизнеса», – говорит предправления банка «Открытие» Василий Заблоцкий. С этой точки зрения место для Банка Москвы в группе ВТБ выглядит довольно удачно, полагает он. Если при интеграции не пострадает качество обслуживания, то потерь в клиентской базе не будет, сказал он.

Из нашего окна

Головной офис Банка Москвы теперь располагается на Трубной улице. Причина – в более современном и «дружелюбном» здании в отличие от офиса на Кузнецком Мосту, где находился кабинет Андрея Бородина, но главное – от Трубной быстрее и удобнее добираться до башен «Сити», где расположен ВТБ.

Совокупный рыночный портфель Банка Москвы составляет около 250 млрд руб., рассказал первый вице-президент Александр Ястриб, в мае пришедший из ВТБ. Это почти в полтора раза меньше, чем объем проблемных кредитов так называемого инвестиционного портфеля Банка Москвы (366 млрд руб.).

Зато качество рыночного портфеля выше, чем в среднем по рынку, – уровень просрочки по разным видам кредитов составляет 1,5–3%, в то время как у большинства банков – 5–7%, говорит Ястриб.

80 крупнейшим заемщикам выдано примерно 160 млрд руб. Пересечение по ним с группой ВТБ – около 50%, рассказывает он. До конца 2011 г. корпоративный портфель планируется увеличить еще на 30–40 млрд руб. На средний бизнес приходится 30 млрд руб., и к 2013 г. этот объем планируется нарастить в семь раз. Объем розничных кредитов сейчас 60 млрд руб., до конца года должен вырасти до 85–90 млрд.

Но чистая процентная маржа по этому совокупному портфелю сейчас составляет около 3%, «есть планы по ее существенному увеличению», говорит Ястриб. Маржа самого ВТБ в I квартале – 4,8%, и ВТБ рассчитывает сохранить этот уровень по итогам 2011 г.

Стратегия развития Банка Москвы будет к октябрю, но очевидно, что клиентов надо будет «разводить». «Общие клиенты будут обслуживаться глобальными менеджерами, которые в зависимости от продукта или услуги, необходимой клиенту, будут направлять его в Банк Москвы или в другие банки группы», – говорит Ястриб. Когда стало понятно, что Банк Москвы войдет в группу ВТБ, один из общих крупных клиентов – «нефтяная компания» – вывел средства из столичного банка, поскольку в компании установлен лимит по объему размещенных средств в рамках одной группы, рассказывает Ястриб.

Корпоративный бизнес не будет фокусом для Банка Москвы «за исключением обслуживания столичного правительства и компаний, выполняющих госзаказ Москвы», оговаривается он. Долю этих компаний в бизнесе банка он не уточняет.

Основной акцент банка будет на обслуживании среднего бизнеса. У Банка Москвы современные банковские технологии, развитый интернет-банкинг, через который сейчас работает «90% клиентов среднего бизнеса». Благодаря высокому уровню автоматизации тарифы Банка Москвы для корпоративных и розничных клиентов, по словам Ястриба, сейчас «несколько ниже, чем в ВТБ». «Для нас важно, чтобы по сопоставимым продуктам с ВТБ и «ВТБ 24» не было ценовой конкуренции, содержательно продукты будут отличаться», – говорит он.

Инвестблок Банка Москвы будет реформирован, в Банке Москвы останутся те, кто занимается структурированием сделок корпоративных клиентов, рассказал Ястриб. Сейчас в «ВТБ капитал» уже переведен торговый портфель ценных бумаг (его объем в банке не раскрывают).

Дочерние структуры Банка Москвы в Белоруссии и Сербии будут развиваться в рамках группы ВТБ, в отношении остальных «дочек» решения нет, сообщил Ястриб.