Постоянные переработки сотрудников приносят работодателям убытки

Ежедневные переработки снижают производительность труда и в конечном счете приносят компании одни убытки, уверяют эксперты. Однако во многих российских компаниях сотрудники остаются на работе до позднего вечера, не получая при этом дополнительной компенсации от работодателя
FotoliaPhotoXPress

Аврал – едва ли не лучший способ узнать сотрудника, разобраться, готов ли человек работать в состоянии стресса и быстро принимать решения и нести за них ответственность, убежден Олег Мазуров, генеральный директор, «Allianz Росно управление активами». Дефицит времени, как и любой кризис, показывает и скрытые возможности человека, и его недостатки, утверждает он. Для самого Мазурова авралы всегда были возможностью отличиться, показав свою находчивость, готовность делать и отвечать за поступки в ситуации, когда другие в ступоре. Поэтому сотрудников, отличившихся в моменты аврала, он считает самыми надежными. Их мотивация не денежная, а внутренняя, идущая от инициативы и желания доказать всем свою полезность, а иногда и превосходство в самый нужный момент, говорит он. По его словам, иногда он искусственно устраивает авралы, чтобы проверить сотрудников в деле.

Для многих норма

Авралы в российском бизнесе не редкость, утверждает Юлия Бершак, руководитель административного департамента кадровой корпорации Manpower. «И если примерно около 10% сотрудников просиживают в офисе до ночи из-за слишком большого объема работы, то 90% задержек связано с плохой организацией труда, неправильным распределением обязанностей в компании», – полагает она.

Почти четверть (23%) российских сотрудников ежедневно задерживаются на работе на час, 15% – на 2–3 часа, 2% – на 5 часов и 4% – более 5 часов, показали результаты опроса, проведенного в июне 2011 г. исследовательским центром компании «Империя кадров». Основной причиной переработок чуть меньше половины (45%) назвали большой объем работы и расширенный круг обязанностей, так как приходится выполнять обязанности сразу нескольких сотрудников. 20% заявили, что во всем виноват плавающий график. А 3% признались, что руководство заставляет оставаться и доделывать или переделывать работу.

Даже при достаточном количестве сотрудников в плохо организованной компании всегда будут авралы, утверждает Андрей Набока, генеральный директор компании Design Online. «Они неизбежны, если, допустим, у вас уже месяц висит работа, а никто ее не делает просто потому, что непонятно, в чьи обязанности она входит», – говорит он. Проблем не избежать, считает он, и если два сотрудника одновременно хватаются за одно и то же задание. Сам Набока постарался добиться, чтобы в его компании каждый знал, что именно он должен делать и в какие сроки сдавать. Но совсем избежать переработок ему так и не удалось. «Внезапно появляется новый клиент или срочные проекты, приходится выбиваться из рабочего графика из-за нехватки рабочих рук», – уверяет он.

«В нашем случае авралы неизбежны», – говорит Александр Федоров, генеральный директор коллекторского агентства «Центр ЮСБ». Примерно раз в неделю в агентстве назначают экстренные совещания по причине получения очередной неблагоприятной статистики от банков-клиентов, рассказал он. Если бы банки сумели выстроить правильную систему организации труда и распределения обязанностей, то коллекторы вообще могли бы остаться без работы, улыбается Федоров. «Мы много времени уделили правильной организации рабочего процесса. И если раньше у нас было 3–4 экстренных заседания в неделю, то теперь максимум одно», – признается он.

Закон не в помощь

Нет ничего удивительного в том, что ради результата человек остается в офисе после окончания рабочего дня или берет работу на дом, считает Екатерина Горохова, генеральный директор Kelly Services CIS. В любом случае это инициатива работника, так как таким образом он строит карьеру, полагает она.

К тому же у многих белых воротничков в трудовых контрактах зафиксирован ненормированный рабочий день, а значит, зарплату им платят не за то, чтобы они работали от звонка до звонка, а за результат, констатирует Горохова. Договор о ненормированном рабочем дне позволяет работодателю не оплачивать сверхурочную работу, говорит Бершак. Правда, по закону работодатель в этом случае обязан удлинить ежегодный отпуск по крайней мере на три рабочих дня. Компании идут на это, лишь бы не платить сверхурочных, объясняет она.

Как пояснили сотрудники Федеральной службы по труду и занятости в письме от 7 июня 2008 г. № 1316-6-1, никакой иной оплаты работы сверх установленной продолжительности рабочего времени в данном случае не требуется.

Работнику надо очень внимательно читать трудовой договор и уточнять все условия до его подписания, не устает напоминать Екатерина Ромм, юрист МКА «Николаев и партнеры». Если в контракте прописан ненормированный рабочий день, то доказать потом, что работодатель просто решил завуалировать неоплачиваемые переработки, практически невозможно.

В практике Ромм ни разу не возникали трудовые споры из-за невыплаченных компенсаций по переработкам и привлечения к сверхурочным. Но если работник считает, что его права нарушаются, и готов их отстаивать, по закону он имеет право отказаться от сверхурочных работ и уйти с работы строго по графику. «Скорее всего это приведет к конфликту с работодателем. Но если человека уволят за отказ от сверхурочной работы, восстановиться будет очень просто», – говорит Ромм.

Маленькие хитрости

Причина авралов – в неумении четко обозначать задачи и расставлять приоритеты. И это беда не только руководителей, но и исполнителей, считает Мария, менеджер по закупкам компании по распространению периодической печати. Сотрудники часто не понимают, что руководитель – такой же человек, как и они, у него тоже не хватает времени, он тоже совершает ошибки, утверждает она. По ее словам, столкнувшись с авралом, она выписывает все порученные ей задачи и идет с этим списком к руководителю с просьбой уточнить очередность. Практиковала это не один раз и не с одним работодателем, и это всегда помогало.

А Лилия Кузнецова, региональный менеджер компании Swarovski, все решения, которые требуют долгого размышления, просто откладывает до конца рабочего дня. По ее словам, ей удобнее размышлять над стратегическими решениями в тишине пустого офиса, когда большинство сотрудников уже ушло домой. Сама Кузнецова покидает офис только в 8–9 вечера, хотя ее рабочий день начинается в 9 утра.

«Мы видим множество кандидатов, которые после 1,5 года работы на одном месте чувствуют себя как выжатый лимон. Они больше ничего не хотят, их эффективность падает», – говорит Бершак. Таких людей сложно трудоустраивать: многие из них понимают, что на новом месте работы их ждет то же самое, добавляет она.