Вектор


Несколько лет назад крупнейшие российские банки, прежде всего государственные, ворвались в число ведущих организаторов облигационных займов для отечественных компаний. И если обиженные конкуренты сетуют, что госбанки, по сути, гарантируют размещение значительного объема бумаг, выкупая их на собственный баланс, то сами госбанкиры апеллируют к качеству услуг и ценовым параметрам. Как бы то ни было, но доступность значительного объема ресурсов (собственных или клиентских) – солидное подспорье в борьбе за мандат. И не только на рынке облигаций. Недавно стало известно сразу о нескольких состоявшихся или предполагаемых инвестициях «ВТБ капитала» или его материнского банка. Речь идет о компаниях, планирующих IPO. «Росгосстрах» получил солидный кредит, в том числе и на подготовку к размещению. В En+, намерившейся стать публичной компанией, миноритарный пакет купил «ВТБ капитал». На очереди Home Credit, владелец в том числе и одноименного российского банка: выход чешского банка на биржу может состояться этой осенью. В России еще относительно небольшое количество компаний, реально желающих и потенциально готовых стать публичными. Однако их число будет расти. И страховка на тернистом пути к бирже в лице такого инвестора, как ВТБ, Сбербанк или активно оперирующие в России иностранные игроки, многими компаниями, несомненно, будет востребована.

19 мая «Ростехнологии» и «Аэрофлот» объявили, что госкорпорация отдаст шесть своих перевозчиков за 3,6% акций авиакомпании. Переговоры шли долго: сначала «Ростехнологии» хотели чуть ли не блокирующий пакет. Затем сошлись, что в совет директоров «Аэрофлота» войдет гендиректор корпорации Сергей Чемезов, а еще компания приобретет самолеты у лизинговой «дочки» «Ростехнологий». Во второй половине мая заместитель Чемезова Игорь Завьялов заявил, что уже через полтора-два месяца обмен будет завершен. Оптимизм выражал и гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев. Время вышло, а все без изменений. К консолидации не готов один перевозчик – «Кавминводыавиа», потому что это ФГУП и его еще предстоит акционировать, рассказал человек, близкий к «Аэрофлоту»: все эти процедуры сложные и долгие. Можно было бы и согласиться на такую аргументацию. Но кроме этой компании у «Ростехнологий» было еще два ФГУПа («Россия» и «Оренавиа»), т. е. корпорация прекрасно знает все нюансы процесса акционирования. Почему же не был соблюден дедлайн? Возможно, затягивание процедуры консолидации шести перевозчиков «Ростехнологий» на базе «Аэрофлота» – своего рода торг. Он может касаться и увеличения пакета, и получения выгодной цены на 50 лайнеров Boeing 737.

Словесные интервенции

Два из четырех организаторов прошлогоднего IPO Mail.ru Group – JPMorgan и «ВТБ капитал» – с разницей в два дня выпустили аналитические отчеты, в которых отмечают хорошие перспективы роста выручки и стоимости этой интернет-компании. По мнению аналитиков «ВТБ капитала», Mail.ru Group недооценены на 40%, их коллеги из JPMorgan считают, что на 60% (вчера они повысили целевую цену акции Mail.ru Group с $51,7 до $57). Оба отчета выходят практически сразу после завершения lock-up периода, в течение которого крупнейшим акционерам Mail.ru Group (New Media Technologies Алишера Усманова, Naspers, Tencent, основатели и менеджеры) было запрещено продавать акции на открытом рынке. Теперь они могут это сделать, но динамика котировок пока не способствует: полмесяца назад бумага стоила, по данным Bloomberg, почти $38, а вчера – $34,74. Отчеты банкиров, возможно, помогут исправить это обстоятельство. Похожая история уже была в апреле, когда акционеры Mail.ru Group прервали lock-up период, перезаключив соглашение с банками – организаторами IPO: это дало акционерам возможность продать 6,65% Mail.ru Group как раз накануне объявления об IPO главного конкурента – «Яндекса». Той продаже тоже предшествовали оптимистичные аналитические отчеты организаторов.

Сила баланса

«Ростехнологии» не спешат

В ответе за Москву

Болгария начала расследование против «дочки» «Лукойла» – Lukoil Bulgaria: ее подозревают в злоупотреблении доминирующим положением на рынке, сообщил местный антимонопольный орган – комиссия по защите конкуренции. Это не первые неприятности «Лукойла» в Болгарии: на прошлой неделе над компанией нависла угроза отзыва лицензии на производство и продажу нефтепродуктов. «Лукойл» был вынужден остановить работу своего болгарского НПЗ (сегодня завод возобновил работу до решения суда, первое слушание по этому делу намечено на 31 августа). Конфликт российской нефтяной компании с болгарскими властями совпал с очередным обострением дошедшего уже до суда спора вокруг строительства АЭС в Белене. Вчера Национальная электрическая компания Болгарии (заказчик строительства АЭС) выдвинула российскому «Атомстройэкспорту» (генподрядчик) ультиматум с требованием до среды отозвать иск. Он был подан еще в июле: российская компания требует с болгарской стороны уплаты 58 млн евро за выполненные по проекту работы. Спор Москвы и Софии вокруг АЭС длится уже не первый год: стороны никак не могут договориться о финансировании проекта. Заплатить за это недопонимание, можно предположить, придется «Лукойлу».