Двое против всех

Из-за проблем двух нефтяных компаний – «Башнефти» и ТАИФ-НК – чиновники никак не могут договориться о переходе на новую систему экспортных пошлин «60-66»

На совещании в Киришах 8 июля премьер Владимир Путин поручил Минэнерго, Минэкономразвития, Минфину и ФТС согласовать введение нового режима пошлин на экспорт нефти и нефтепродуктов по схеме «60-66». На это он им дал две недели.

Новая формула предполагает снижение максимальной ставки экспортной пошлины на нефть с 65 до 60% и унификацию пошлин на темные и светлые нефтепродукты на уровне 66% от нефтяной. Обсуждение затянулось. По словам чиновника ведомства, участвующего в обсуждении, и менеджера нефтяной компании, ожидалось, что решение будет принято на вчерашнем совещании у вице-премьера Алексея Кудрина.

Но, как рассказали «Ведомостям» два чиновника, участвовавших в совещании, к согласию прийти не удалось. Причина – потери «Башнефти» и ТАИФ-НК от введения системы «60-66», их нужно как-то компенсировать, объясняет собеседник «Ведомостей».

По словам чиновника ведомства, участвующего в совещаниях, за четыре года ТАИФ-НК потеряет около 37 млрд руб., «Башнефть» – 15–16 млрд руб. Оценки по «Башнефти» сходятся с расчетами президента компании Александра Корсика – $150 млн в год. В качестве компенсации «Башнефть» просит обнулить НДПИ на месторождения с содержанием серы в нефти более 4,5%, говорил ранее «Ведомостям» Корсик. Представитель ТАИФ-НК вчера вечером не смог ответить на вопросы «Ведомостей». О денежной компенсации речи не идет, компании могут получить бюджетные кредиты и гарантии или льготы по НДПИ, говорит чиновник Минфина.

По словам двух федеральных чиновников, знакомых с обсуждением реформы, наиболее вероятно принятие варианта «60-66-90» (см. врез). Последняя ставка стала реакцией на дефицит бензина весной: пошлина на прямогонный и высокооктановый бензин повышается до 90% от нефтяной, она должна снижать цены на топливо внутри страны и затруднить экспорт. Такая пошлина на бензин действует с мая, до этого она составляла порядка 70% от нефтяной. Правда, в мае Минэнерго предлагало другой вариант – «60-66-55-86». По нему при цене на нефть до $90 за баррель действует режим «60-66», а свыше $90 – максимальная ставка нефтяной пошлины снижается до 55%, а для нефтепродуктов вводится дополнительная ставка в 86% от разницы пошлин на нефть при текущей цене и $90.

Один из собеседников «Ведомостей» уверен, а другой не исключает, что решение будет принято с 1 сентября.

Осень – период, когда верстаются бюджеты компаний и принимаются решения по инвестициям, говорит руководитель международной налоговой практики E&Y для нефтегазового сектора Алексей Кондрашов. Если система «60-66» будет принята до утверждения инвестпрограмм, есть вероятность, что в бюджеты компаний по добыче попадут инвестиции, которые экономически оправданны при пошлине на нефть в 60%, но при пошлине в 65% нерентабельны, считает он, а в бюджеты по переработке – инвестиции в глубокую переработку. «Опоздаем с принятием решения – есть опасность год пропустить», – предупреждает Кондрашов.

Введение системы «60-66-90» может обернуться для бюджета потерями до 40 млрд руб. в 2012 г., рассказал «Ведомостям» чиновник, участвующий в обсуждении проблемы. По его словам, не исключено также, что в итоге бюджет «выйдет в ноль». Ранее Минфин оценивал возможные потери в 2012 г. до 90 млрд руб., а Минэнерго обещало, напротив, допдоходы в 32,8 млрд руб. (расчеты есть у «Ведомостей»).

Это вопрос счета, говорит управляющий директор IHS CERA Сергей Вакуленко: если объемы экспортно-ориентированной переработки не снизятся, то бюджет немного потеряет, если снизятся более чем на 20 млн т – бюджет начнет выигрывать за счет доходов от большего экспорта нефти. На увеличение доходов сыграет и прирост добычи к базовому уровню за счет снижения налоговой нагрузки на тонну добытой нефти, добавляет Вакуленко. Для компаний снижение пошлины на 5 п. п. эквивалентно росту цены на нефть на $45–50 при сохранении прежних издержек, подчеркивает он.