Цифра недели: 6,66%


Можно, конечно, шутить по поводу величины падения индекса S&P 500 в понедельник, после снижения рейтинга США, называя это меткой дьявола и проч. (что мы и делали вчера в редакции). Могу даже добавить, что 6 марта 2009 г. минимальное кризисное значение S&P 500 тоже включало эти три цифры – 666,79 пункта. Но нельзя не отметить интересный факт. Последние мировые кризисы происходят как раз тогда, когда российское руководство теряет голову и его требуется несколько отрезвить.

Помните конец 2007-го (тоже предвыборное время) – 2008 год? Все эти «Россия встает с колен», «план Путина – победа России», «мы не позволим каким-то там на Западе нам указывать», маленькая победоносная война с Грузией, «Россия – тихая гавань на рынках» и прочее шапкозакидательство при цене нефти в $100–150? Но осенью 2008 г. выкрики стали глуше, сменились на более приземленные типа «девальвации рубля не будет», а к зиме и вовсе пропали. Кризис ударил по головам руководителей настолько, что они через некоторое время даже заговорили о некоей модернизации, о необходимости перемен, хотя бы экономических (а в последнее время даже стали позволять если не себе, то другим высказывания и о политических).

Но вот нефть снова уже многие месяцы выше $100, снова предвыборная кампания, снова можно «опустить» Грузию хотя бы на словах. И в понедельник на первой полосе «Ведомостей» выходят две статьи. Одна о том, как безответственная долговая политика США привела к снижению их кредитного рейтинга и почему это грозит кризисом. А другая – что правительство России готовится к беспрецедентным займам: госдолг должен вырасти более чем в три раза, так как у бюджета будет хронический дефицит. Суверенные фонды, которые спасли нас в кризис 2008 г., скоро опустеют.

Понятно, что есть разница: у США отношение долга к ВВП около 100%, у России – 9,3%. Но только политики в очередной раз занимаются не тем: вместо сложных, каждодневных усилий по либерализации экономики и бизнеса, развитию частной инициативы, слому административных барьеров, борьбе с коррупцией (что стимулировало бы деловую активность, повысило благосостояние людей и наполнило бюджет) они готовятся выпустить долговые расписки. А расплачиваться по ним предстоит нам – налогоплательщикам: сотрудникам больших и малых компаний, предпринимателям, тем же бюджетникам. Может, кризис снова направит мысли правительства в нужное русло?