Вектор


Четверть «АвтоВАЗа»

«АвтоВАЗ» достиг рыночной доли, к которой стремился. На конец первого полугодия компания получила ровно 25% рынка, сообщила она в своем отчете. К такой доле компания и будет стремиться, говорил ранее ее президент Игорь Комаров, а президент Renault-Nissan Карлос Гон ранее несколько раз говорил, что к 2016 г. «АвтоВАЗ» вместе с Renault и Nissan должен занимать 40% рынка. Проблема только в том, что еще недавно доля тольяттинского автозавода была выше – в разгар кризиса из-за резкого падения спроса на иностранные автомобили она подходила к 30%. Сейчас же рынок восстанавливается в основном за счет роста продаж иномарок, а вот продажи «АвтоВАЗа» в России в июле даже сократились на 3% по сравнению с тем же месяцем прошлого года – впервые с момента начала действия программы утилизации в марте 2010 г. Сейчас действие программы завершается. Все сертификаты розданы еще в июле, и «АвтоВАЗ» поставляет остатки машин, которые клиенты купили раньше. Вся надежда компании только на новую Lada Granta, сверхдешевый автомобиль стоимостью от 220 000 руб. с европейским качеством, который должен появиться в продаже в декабре. Если надежды на него не оправдаются, и Комарову, и Гону, похоже, предстоит пересмотреть свои амбициозные планы.

Под чужим брендом

Китайские и тайваньские производители телефонов постепенно отвоевывают мировой рынок у западных и южнокорейских конкурентов. Из отчета Gartner за II квартал 2011 г. следует, что доля HTC на мировом рынке составила 2,6 против 1,6% за аналогичный период 2010 г., Huawei – 2,1% (1,4%), ZTE – 3% (1,8%). Сократились рыночные доли многолетних лидеров: Nokia – с 30,3 до 22,8%, Samsung – c 17,8 до 16,3%, LG – c 8 до 5,7%.

Небыстрое, но победоносное наступление китайцев можно объяснить по крайней мере двумя причинами. Первая – они научились делать действительно качественные, многофункциональные, современные трубки. Многие годы сборки трубок позволили китайцам разобраться в тонкостях не только производства, но и маркетинга, научиться чувствовать нюансы телефонной моды. Речь идет уже не о слепом полупиратском копировании популярных новинок – производители из Китая и с Тайваня начинают выводить на рынок собственные наработки.

Второй (и видимо, более действенный) способ покорения рынка – сотрудничество с крупнейшими сотовыми операторами, которые охотно продают дешевые китайские телефоны под своими брендами. В России так делают, к примеру, МТС и «Вымпелком».