В Инсбруке сыграли оперу Телемана "Флавий" – впервые после 1727 г.

Есть оперы популярные, есть редкие, а есть «Флавий Бертарид, король лангобардов». Забытая опера Телемана открыла фестиваль старинной музыки в Инсбруке
Rupert Larl

Горбачевские планы. Анна Горбачева

сопрано. Этой осенью певица вновь исполнит партию Мюзетты в Будапеште, а также споет в венском Театре ан дер Вин в мировой премьере оперы «Гоголь» 38-летней Леры Ауэрбах, уроженки Челябинска, живущей ныне в Германии и США. Опера написана по заказу театра, оркестром дирижирует Владимир Федосеев.

В первый и последний раз «Флавия» сыграли в Гамбурге в 1729 году, это единственная сохранившаяся опера-сериа Телемана. Изначально она длилась почти шесть часов, но партитура не сохранилась полностью: исчезли некоторые симфонии, которыми «прокладывается» действие. Для премьеры в Инсбруке дирижер Алессандро да Марки дописал некоторые фрагменты, в итоге «Флавий» идет четыре сорок. В Гамбурге, где Телеман войдет в репертуар местной оперы (это копродукция двух театров, певцы и дирижер – те же, оркестр – собственный), уже объявлена версия на час короче. Но если в первом акте режиссура Йенса-Даниеля Герцога допускает сокращения (действие становится по-настоящему энергичным лишь ко второму акту), то далее спектакль выглядит настолько плотным и насыщенным, что с трудом веришь в возможность его безболезненного купирования.

Барочные оперы часто остаются в рамках костюмированных представлений, но «Флавий» – история кровавой борьбы за власть, он располагает к переносу действия в ХХ век. Костюмы и интерьеры Матиса Найдхардта создают обобщенный образ тирании 30-х, где смешаны разные стили. Общее у этих тираний – цинизм и разврат, а также легкость, с которой устраняются политические противники. Режиссер Герцог сделал занятный спектакль, где много смешных сцен, в том числе с сексуальным подтекстом, но много и серьезных.

Звук оркестра Academia Montis Regalis безукоризнен. Изучив историю прижизненной постановки, Алессандро де Марки ввел новые инструменты, в том числе предшественника кларнета – шалюмо. Работы певцов тоже яркие – в первую очередь это касается испанки Мэт Бомон в заглавной партии. Уже при Телемане партию пели не кастраты, но альты, так что выбор меццо-сопрано, тем более такого качественного, не вызывает отторжения. Лишь одна сцена выглядит забавно: когда герой лицом к лицу встречается со своим врагом, великанообразным Антонио Абето, поющим короля Гримуальдо, что смахивает на встречу Давида и Голиафа. Скоро Флавий станет убийцей короля-злодея и вернет себе престол и семью.

Всего на фестивале в этом году показывают четыре оперы, две из них – в полуконцертном исполнении. В «Калисто» Кавалли поет Анна Горбачева, живущая ныне в Лондоне уроженка Шушенского; в прошлом году она победила в Инсбруке на первом конкурсе барочных певцов имени Чести. Горбачева выступает и с сольным концертом: в замке Амбрас она исполнит программу «Тиран сердца», куда вошли кантаты Генделя и Скарлатти.