Дошла до Калуги

Территория Москвы увеличится в 2,5 раза и будет граничить с Калужской областью

Новые границы Москвы практически согласованы, сообщил мэр Москвы Сергей Собянин. По предварительным подсчетам, территория Москвы увеличится не на 144 000 га, как предполагалось ранее, а на 160 000 га (с нынешних 107 000 га; см. карту на www.vedomosti.ru). В июле Собянин и подмосковный губернатор Борис Громов представили президенту свои предложения. Тогда планировалось, что столице отойдут территории, ограниченные Киевским и Варшавским шоссе, а также Большим кольцом Московской железной дороги.

Однако границы вышли за кольцевую железную дорогу и дошли до Калужской области. В Москву войдет Роговское поселение, граничащее с Калужской областью. Границы поселений, по словам Собянина, не дробились: они либо включены в Москву, либо остаются за областью. К Москве присоединятся 15 крупных муниципальных образований, а всего с учетом мелких – 22. В частности, Видное, Щербинка, Коммунарка, Троицк, Внуково и Кокошкино, а также городские поселения Московский и Киевский.

На присоединяемой территории власти Москвы могут создать 11-й по счету административный округ и префектуру. Это будет один из самых маленьких округов по населению – на прирезанных землях живет около 150 000 человек.

После юридического оформления границ начнутся работы над планом развития территорий. Московские власти намерены объявить международный конкурс на разработку концепции развития Большой Москвы. По мнению Собянина, нужно идти не от концепции развития территории Москвы, а развития агломерации в целом: Москве и Московской области предстоит определить новые центры, роль новой территории в столичной агломерации, разработать генплан развития и только после этого определить, что там будет.

Совместной Москве и области нужна одна стратегия, соглашается президент Института экономики города Надежда Косарева. Расширение столицы она называет «простым, но непродуманным решением»: административные границы в крупных мировых агломерациях – не главный вопрос для обсуждения, они искусственны и мешают развитию. В Москве есть вопросы, которые вряд ли удастся быстро решить, продолжает она: «Насколько правильно то, что в Москве концентрируются налоговые источники? Нужна ли столице своя программа дифференциации программ социальной защиты? Что делать с взаимоотношениями субъектов и муниципальных образований, которые обладают суверенитетом, ведь в Москве нет органов самоуправления?».