Сотрудники охотно выполняют личные поручения руководства

Более 70% работающих россиян, опрошенных специалистами компании HeadHunter, регулярно получают от руководства поручения личного характера. И только 16% респондентов эта ситуация возмущает
Fotolia/ PhotoXPress

Иногда начальник просит меня поискать в интернете нужную для него информацию, пару раз просил отвезти бумаги, когда водитель был в отпуске. Но меня такие просьбы не напрягают, – признается Надежда, инженер небольшого проектного бюро. – А зачем отказываться? Это просто нормальные человеческие отношения. Если мне надо в поликлинику или отпроситься по семейным обстоятельствам, шеф тоже всегда идет навстречу».

44% из 9500 опрошенных HeadHunter выполняют поручения всегда, 55% допускают возможность отказаться, и лишь 1% постоянно отказывают начальникам в исполнении просьб личного характера. Большинство сотрудников воспринимают такие поручения и просьбы вполне адекватно: 15% – положительно, 70% – нейтрально. И только 16% категорически недовольны таким поведением боссов.

«В небольших фирмах волей-неволей сотрудникам приходится помогать руководителю решать его личные задачи, – подтверждает Борис Аль-Диджаили, генеральный директор издательской группы «Еже». – В такой компании сложно скрыться, это как в семье. В больших организациях дистанция длинней. Там чаще всего барьер возводится намеренно, чтобы минимизировать контакты персонала и топ-менеджера. В таких компаниях весь груз неформальных поручений падает на плечи личного ассистента».

Жертвы системы

«Эксплуатация сотрудников возможна с их согласия. Я наблюдал рвение отдельных менеджеров в компаниях – таким образом они думали, что набирают очки и строят карьеру, – комментирует Иван Овчаров, генеральный директор коммуникационного агентства PR.Director. – К счастью, лично мне нечасто приходилось выполнять личные просьбы боссов, но если и приходилось, то это были задания, в которых я легко ориентировался: написать текст поздравления для родственника, помочь с подготовкой свадьбы. К слову, личные поручения выполнялись в рабочее время, так что оставаться после работы не было необходимости».

Лишь 8% опрошенных на просьбы руководителя тратили личное время, 52% всегда могли выполнять такие поручения в рабочее время, остальным иногда приходилось и задерживаться после работы.

Чаще всего просьбы поспособствовать в решении каких-то личных вопросов от начальства получают представители автомобильного бизнеса (82%), юристы (81%), госслужащие (80%). Собеседник «Ведомостей» Андрей, учащийся в ординатуре одного из медицинских НИИ, удивлен, что нашлось 29% сотрудников медицинской сферы, которым удалось избежать поручений личного характера. «Личные поручения – распространенная практика в медицинских научных кругах. По сути, это замаскированная дедовщина, – возмущается Андрей. – Мне приходилось двигать мебель в кабинете, перевозить личные вещи научного руководителя, ездить к нему домой за забытым мобильным телефоном. А отказывать не принято. Иначе положительного отзыва на свою работу не получить».

Самые распространенные личные просьбы боссов – что-то забрать, привезти или купить (58%), сделать заказ по телефону. Звонить куда-то по просьбе шефа приходилось 57% опрошенных. 43% готовили проект, не имеющий отношения к их работе, 14% регулярно выполняют просьбы принести чай/кофе. А 4% признались, что присматривали за детьми начальника и кормили его домашних животных.

Как ни странно, судя по опросу, мужчины получают подобные поручения чаще женщин – 75% против 67%. Возможно, по той причине, что процент руководителей-мужчин в российских компаниях выше, а поручения порой носят совсем уж личный характер. Один респондент признался, что покрывал начальника перед женой, пока тот отдыхал на курорте, другой на свое имя арендовал квартиру для любовницы босса.

«Соблазн «путать личную шерсть с общественной», как говорил известный персонаж, у руководителя любой компании, безусловно, есть, – признает Владимир Зверев, директор агентства «Полезные связи». – И если оплачивать развлекательный вояж в Санкт-Петербург «на конференцию» из представительских расходов могут себе позволить по этическим соображениям далеко не все, то, совершенно точно, каждый руководитель хотя бы раз в жизни нагружал секретаршу работой по подбору дома отдыха для тещи или по выяснению расписания самолетов для перелета любимой супруги. С одной стороны, референт и нанят на работу для облегчения жизни руководителя, с другой – сотрудник финансируется из ФОТ компании, а значит, по идее, должен выполнять только служебные корпоративные работы».

Мухи отдельно

44% опрошенных от выполнения личных поручений никакой практической выгоды не получают, 11% достаются премии и бонусы, 31% таким образом завоевывает лояльность, 7% дальновидно рассчитывают, что теперь начальник окажется у них в должниках, а 2% надеются избежать увольнения. 24% признались, что рассчитывают на похвалу.

«Для меня не проблема чем-то помочь. Но когда по просьбе финансового директора я потратила 3,5 часа, чтобы внести предоплату за его личный автомобиль в автосалоне, а он мне не сказал потом даже «спасибо», было очень обидно», – вспоминает Алла Антюхина, специалист по лизингу.

«Я личных поручений сотрудникам не даю и считаю, что профессиональный руководитель так поступать не должен, – категоричен Юрий Вировец, президент компании HeadHunter. – Признаюсь, даже не могу вспомнить, чтобы кто-то из моих знакомых руководителей практиковал подобные поручения. Во-первых, это вредит деловым отношениям, которые часто с большим трудом налаживаются, а во-вторых, может смутить сотрудника. Деловые отношения – отдельно, личные – отдельно, только так нужно строить общение. Подчиненный, конечно, может стать хорошим другом, но тогда это совершенно другое дело».