Бесплатно не проехать

Автомобилисты могут лишиться возможности выбирать между платными и бесплатными трассами. Так чиновники рассчитывают привлечь инвестиции в дорожное хозяйство

Правительство может разрешить строить платные дороги, даже если нет бесплатной альтернативы: предлагается рассмотреть такую возможность, заявил первый вице-премьер Игорь Шувалов, открывая Тихоокеанский экономический конгресс (цитата по «Интерфаксу»).

По закону об автодорогах у каждого платного участка должен быть бесплатный дублер. Отменить это требование еще в 2009 г. предлагал замминистра экономического развития Андрей Клепач, добавляя, что платными можно сделать большинство федеральных трасс, только проезд должен быть не очень дорогим. Ограничение мешает привлекать частные инвестиции в строительство дорог в местах, где их нет, если отсутствует бюджетное финансирование, говорит директор департамента Минэкономразвития Сергей Беляков.

Идея обсуждается вместе с другими вариантами развития дорожной сети, говорит пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков. Пока это лишь одна из точек зрения, замечает и представитель Росавтодора. Минтранс не получал предложений от Минэкономразвития, говорит сотрудник ведомства.

Сейчас на федеральных дорогах действуют два платных участка – оба на трассе М4 «Дон», которой управляет госкомпания «Автодор» (плата за проезд для легковых автомобилей – около 1 руб. за 1 км). С 2012 г. платным станет недавно открытый 56-километровый участок в обход Ельца, а в перспективе – почти половина всей М4, указано на сайте «Автодора». К 2015 г. за проезд придется платить и на участках других трасс, переданных «Автодору» в доверительное управление: М1 «Беларусь», М3 «Украина». Строящаяся трасса М11 от Москвы до Санкт-Петербурга будет полностью платной. По программе «Автодора» к 2016 г. сеть платных участков дорог госкомпании составит 1412 км, доходы от платы за проезд (за исключением участков, где ее собирают концессионеры) – 38,4 млрд руб.

Ограничения, которые предлагается отменить, в действительности платным трассам не мешают, замечает научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин: по закону дублер может быть в три раза длиннее платной трассы, а такой объезд всегда можно найти – во всяком случае в европейской части страны. Из некоторых населенных пунктов можно выехать только по одной дороге, не согласен чиновник Минтранса.

Если отменить обязательную бесплатную альтернативу, все дороги станут платными, опасается партнер ФБК Игорь Николаев. Безальтернативные платные дороги нарушат конституционное право граждан на свободу передвижения, категоричен председатель транспортного комитета Госдумы Сергей Шишкарев, смысл платных дорог в том, чтобы ими пользовались те, кто хочет ехать по более качественной, безопасной и скоростной трассе.