Кухарка не сможет

HoReCa и в 2011 г. остается одним из самых удобных рынков для карьерного взлета, утверждают эксперты Penny Lane Personnel. И объясняют это быстрым ростом рынка и необязательностью высшего образования для карьерного продвижения. Будет ли так всегда?

Сегмент рынка, где работники, не имеющие профильного образования, успешно себя реализуют, – это именно HoReCa, – утверждает Анастасия Селиванчик, ведущий консультант рекрутингового агентства Penny Lane Personnel. – Например, ресторатор Анатолий Комм по образованию геофизик. Совладелец холдинга Ginza Project Вадим Лапин окончил Ленинградский инженерно-экономический институт».

«Вход на карьерную лестницу в индустрии HoReCa действительно очень быстрый. Рынок динамично растет, а управленческих кадров нет, – говорит Нина Литвинова, зам генерального управляющего компании «Арпиком». – Глубокого профессионального менеджерского образования на нашем рынке прежде не существовало, поэтому последние пять лет многие люди, приходившие в рестораны на работу официантами, могли за полтора-два года вырасти до менеджеров и управляющих».

«Часто HR-департаменты компаний сегмента HoReCa придерживаются политики карьерного лифта собственных сотрудников. И этот нюанс важен для молодых специалистов, которые обдумывают, в какой сфере приложить силы», – считает Селиванчик».

Восемь лет назад, когда Литвинова пришла в «Арпиком» на позицию HR-директора, ее удивило, что многие управленцы не имеют высшего образования. Именно потому что выросли внутри индустрии. «С одной стороны, это плюс для людей, которые могут с нуля сделать яркий рывок в карьере, но с другой – непрофессиональные менеджеры для бизнеса существенный минус. Именно поэтому в HoReCa огромное количество косяков, связанных с базовыми менеджерскими вещами», – считает эксперт.

По словам Литвиновой, такие менеджеры часто не умеют элементарного: проводить собрания, мотивировать подчиненных, ставить задачи. В «Арпикоме» она создала корпоративный университет, для того чтобы учить и вести по карьерной лестнице таких менеджеров. Правда, одной из задач было понять, есть ли у выдвиженцев менеджерские способности. Спецпрограмму Литвинова для себя назвала «Останься поваром» и убеждена, что лучше на протяжении многих лет совершенствоваться и расти как повар, чем за год стать плохим управленцем.

«Возможности быстрого карьерного роста притягивают соискателей в HoReCa, количество релевантных резюме на одну вакансию варьируется в пределах 5–10. И в ближайшие три года ситуация не претерпит коренных изменений», – полагает Селиванчик. «Все скоро изменится, – готова поспорить Литвинова. – Все больше рестораторов и владельцев бизнеса будут понимать необходимость привлечения квалифицированных кадров. Будущее за профессиональным образованием».