Оратория "Иевфай": Уильям Кристи и Les Arts Florissants впервые в России исполнили последний шедевр Генделя

Шедевр Генделя – библейскую ораторию «Иевфай» – впервые спели и сыграли в России. Аутентичному исполнению ансамбля Les Arts Florissants чуть повредил привкус академизма
Д.Абрамов

Уильям Кристи, уже более 30 лет ходящий в апостолах барочного музыкального исполнительства, вновь побывал на сцене Зала Чайковского вместе со своими подопечными. «Цветущие искусства» (Les Arts Florissants), как и в прошлом сезоне, приехали составом, включающим оркестр и хор, а также пять приглашенных певцов-солистов. В отличие от прошлогоднего представления опер «Актеон» Шарпантье и «Дидона и Эней» Перселла, хор не бегал босиком, а чинно восседал или возвышался за оркестром. Это было в правилах жанра – ведь исполнялась оратория, к тому же на библейский сюжет.

Москвичи смогли сполна оценить произведение, которое создавалось композитором/антрепренером с коммерческой целью: свои оратории Гендель ежесезонно выставлял на лондонские подмостки (в случае с «Иевфаем» это был Ковент-Гарден), собирая твердую кассу. Нынешний слушатель может составить впечатление о вкусах тогдашних лондонцев, ценивших обстоятельную неспешность в развертывании событий. Каждый поворот сюжета достоин того, чтобы персонаж, главный или второстепенный, спел по его поводу арию в трех частях, из которых третья повторяет первую в украшенном виде, а хор излил бы рефлексию в нескольких разделах, один из которых – эффектная фуга.

Полководца Иевфая, обещавшего богу Яхве в благодарность за победу принести в жертву первого, кого он встретит по возвращении домой, спел оперный тенор Курт Стрейт, мастерски исполнивший длинные колоратуры и драматично передавший всю палитру эмоций героя – от воинственного пыла до сокрушенного отчаяния, овладевающего им, когда встречает его родная дочь. Кэтрин Уотсон с милым сопрано, прекрасно идущим именно барочной музыке, сотворила идеальный образ Ифис, которая сперва изливает нежные чувства к жениху, горячо сочувствует отправившемуся на поле брани отцу, с покорной кротостью принимает участь жертвы и с таким же радостным смирением обретает дарованное свыше избавление, сопряженное с обетом безбрачия. Неудачливого жениха спел контратенор Дэвид Дикью Ли – его звучный тембр прекрасно сочетался с сопрано возлюбленной, – впрочем, посередине действия певца настигли вокальные проблемы, с которыми он до самого конца вполне не расквитался. Оперное меццо Кристина Хаммарстром и бас Нил Дэвис удачно дополнили компанию.

Оркестр, как всегда игравший на исторических инструментах, произвел меньшее впечатление, чем в прошлый приезд. Уильям Кристи на сей раз не сидел за клавесином, а вполне академично дирижировал, не стремясь к особой остроте впечатления. За благостностью ощущалась легкая смазанность, особенно в игре струнной группы. Темпы, в быстрых номерах слишком быстрые, лишили нас подробностей фактуры. Шедевру Генделя недостало смакования деталей. Под присмотром Уильяма Кристи искусства так привыкли цвести, что сами не заметили, когда перестали.