"Пер Гюнт" Ибсена и Грига: драматург и композитор воссоединились

Михаил Плетнев возобновил свой проект трехлетней давности – «Пер Гюнт» Ибсена – Грига в концертном варианте. Результат стоит того, чтобы стать репертуарным
РИА-Новости

Музыка Грига к драме Ибсена известна широкому слушателю в виде двух концертных сюит, куда вошли такие популярные номера, как «Утро», «Смерть Осе» или Песня Сольвейг. С сюжетом Ибсена музыка Грига оказалась разлучена в силу исторических причин: драматический театр обособился от музыкального. Между тем на протяжении веков – и во многих странах Европы, да и в России – драматические пьесы шли в тех же театрах, что и оперы. В премьере «Пер Гюнта» в Кристиании, нынешнем Осло, в 1876 г. были заняты приличных размеров оркестр, хор и солисты-певцы. Сегодня ни в одном московском драматическом театре о таком невозможно и мечтать – с другой стороны, все сильно удивятся, если какой-нибудь оперный театр решится поставить драму с музыкой и пригласит драматических артистов.

Проект «Пер Гюнта» в концерте родился у Михаила Плетнева, когда он составлял программу Первого фестиваля Российского национального оркестра. К тому времени он не раз дирижировал григовскими сюитами, но драму Ибсена прочел впервые. По просьбе Плетнева разносторонне одаренный концертмейстер РНО Алексей Бруни сделал литературную редакцию пьесы Ибсена, превратив ее в моноспектакль с музыкой. Все роли на разные голоса исполнил Василий Лановой. Успех был столь велик, что через три года Плетнев решил его повторить, что ему и удалось.

Действительно, воссоединение драматурга и композитора имеет все резоны. В контексте драмы многое становится на свои места: к примеру, пьеса «В пещере горного короля» приобретает еще большую остроту, если она звучит в сцене неудавшейся свадьбы героя с дочерью Доврского деда, властителя троллей, – к тому же в этом номере к оркестру присоединяется хор. В «Танце Анитры» к знакомому изяществу прибавляется оттенок издевательства, если мы знаем, что вскоре дочь вождя бедуинов коварно обманет героя, оставив его даже без коня. Пьеса «Смерть Осе» звучит еще печальнее после сцены последнего прощания героя с матерью – особенно если она сыграна так выразительно, как это удается сделать Василию Лановому.

Хотя Лановой читал за всех персонажей, центральным его героем стал, конечно же, сам Пер Гюнт – мужчина, проживший жизнь и подводящий ее итоги. Отдав дань страстям и соблазнам, побывав женихом и соблазнителем, путешественником и коммерсантом, пророком и ученым, Пер Гюнт так и не находит сам себя. Вечно рефлектирующему мужчине противопоставлена женщина – цельная, лишенная рефлексии, способная ждать всю жизнь, невеста и мать в одном лице. Верную Сольвейг прелестно спела Анастасия Белукова. Были и другие солисты – стильный баритон Игорь Головатенко с молодцеватой песней героя, три удалые девушки-пастушки, вор, торговец краденым – участники хора Академии хорового искусства, благодаря кому творение Ибсена – Грига предстало во всей полноте и красе, заслуживающей новых повторений.